SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

15 декабря 2004 г.

Как быть здоровым по закону?

Максим Стародубцев, руководитель отдела анализа проблем финансирования социальных мероприятий фонда Территория:

В декабре в Госдуму был внесен пакет законопроектов реформы здравоохранения, в том числе закон о медицинских гарантиях, закон о медицинском страховании. Закон о страховании является основным в этом пакете, так как именно он определяет политику финансирования здравоохранения в будущем. Согласно новому закону, формально находясь в зависимости от количества застрахованных, и вроде бы нуждаясь в удовлетворении их чаяний, на деле страховая компания должна будет действовать совершенно в противоположном направлении. Фактически им во вред. Так как ее финансовая устойчивость будет прямо зависеть от минимизации выплат, то, естественно, СМО будет любыми путями минимизировать затраты медицины на оказание помощи. Что, вне всякого сомнения, нельзя не сделать в ущерб качеству этой помощи. И альтруисты здесь долго не протянут. Их ждет неминуемое банкротство и победа более рациональных игроков. Как мы уже говорили нет в этой схеме и здоровья. Вероятно по причине нематематичности этого термина.

В схеме есть и еще одна помеха это права живых людей. Но и эту проблему система решает успешно. Любым, в том числе противозаконным путем, устраняя граждан от участия в системе ОМС и делая права этих граждан сугубо декларативными. Или источника процента для процветания избранной соответствующим администратором страховой структуры. Примеры нескончаемые конкурсы на страхование неработающего населения, предоставление права работодателям решать где и у кого будут застрахованы их работники. Последним же триумфом организации государственной заботы становится определение тех, кто будет получать доход от т.н. льготного лекарственного обеспечения. А так как назначить этих игроков нельзя, то, в общем-то без особого стеснения избираются иные способы отсечения неугодных конкурентов.

Одной из стратегических целей региональной административной и политической элиты (и экономической тоже) должно было бы быть сохранение регионального влияния на социальную сферу. Через те же, региональные СМО. Поэтому элементом той же социальной, экономической политики могло бы быть и лоббирование интересов этих СМО, включая список инвесторов, стратегических партнеров. Вот только, к сожалению, для этого нужно учить более цивилизованный язык, а не ограничиваться только привычным административным ресурсом. Как в случае, например продавливания нашего прежнего аналога МАКСа компании Кольцо Урала. Правовые последствия насильственного внедрения которой в страховое поле Свердловской области и сейчас мешают созданию нормального правового поля. А в плане предполагаемого партнерства, я уверен, практически все компании по ОМС нашего региона готовы внимательно подойти к любым предложениям.

Двумя основными проблемами организации финансирования здравоохранения в настоящий момент является неверно выбранная система приоритетов и излишний технократизм реформаторов. Как со стороны финансистов, так и со стороны медиков, но на разных этапах этого реформирования. С результатом анализа основных проблем, в сущности, никто не спорит. Это громоздкая и неэффективная система действующей медицины и хроническая нехватка средств. Но избрание в качестве основного инструмента реформирования экономию в ущерб качеству оказываемой помощи мы считаем ошибкой. Основной разработчик новаций министерство здравоохранения и социальной защиты может возразить, что именно качество оказываемой помощи, оцениваемое независимым экспертом страховой медицинской организацией и служит основным критерием оплаты за оказанные медицинские услуги.

Но действительность предполагает иное развитие событий. Ибо надежда исключительно на формальное соответствие существующих медико-экономических стандартов потребностям здравоохранения изначально ошибочна. Во первых, потому, что эти стандарты, декларативно обеспечивая равную, общедоступную и качественную бесплатную медицинскую помощь всем гражданам РФ никоим образом не покрывали реальные затраты здравоохранения. Их стоимость определялась не на основании затрат (и, тем более, потребностей!) медицины а подгонялась под существующий объем государственного финансирования. Который, по ряду независимых оценок, занижен от необходимого от 2 до 10 раз. Кроме того указанный недостаток средств, сопровождавшийся утратой государственной стратегии развития медицины привел к неконтролируемому (и, что еще хуже - во многом стимулируемому властью) развитию рынка платных медицинских услуг. Формальный же рост так называемого добровольного медицинского страхования не должен никого вводить в заблуждение. Ибо, на самом деле, оно является не более чем чуть более цивилизованным вариантом тех же платных услуг. Концептуальный ультралиберализм авторов этого подхода оказался, к сожалению, вполне приемлемым и для руководства здравоохранения. Как в центре, так и на местах. Что вступает в прямое противоречие не только с логикой построения социального государства, но и основными принципами организации самой медицины

Вообще расширение и усиление административных функций структур, возглавляемых гр.Зурабовым его особый конек. Как и настойчивость в лоббировании этого расширения. Так сфера ОМС привлекала его очень давно. Даже проект самостоятельного закона (от Пенсионного фонда) писался пару лет назад. Где роль и страховщика и контролера отдавалась, естественно, самому ПФ. Или уполномоченной им страховой компании. Имя этой компании МАКС никогда и не для кого секретом не являлось. Вот, эта открытость, кстати, резко отличает нас от застенчивых евро-американцев, страшно пугающихся обвинений в потворстве своему частному бизнесу.

Тогда тот вариант закона не прошел. Но, спустя год в постановлении Правительства Российской Федерации "О дополнительном финансировании в 2003 году расходов на оказание адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам", была разрекламирована организация адресной дополнительной помощи пенсионерам. Позже суммы уменьшились на порядок. Потом о них вообще стали забывать. Конечно, в продвинутых регионах, как, например, наш это вызывало лишь скептическую усмешку. Но есть и иные земли. Где понятие страховой медицины ограничивалось лишь наличием местного фонда ОМС. Теперь там появились филиалы МАКСа. Местами со 100% охватом всего населения. По крайней мере неработающего.

За все время существования медицинских страховых обществ представители власти провели единственное совещание со страховщиками. В остальном целый ряд СМО общаются с правительством путем судебных исков и обращений в надзорные инстанции. Поэтому нам очень бы хотелось, чтобы на планируемых нами Открытых общественных слушаниях присутствовали представители Областной Думы, особенно Единой России.

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта