SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

Б.А. Виноградов, депутат Госдумы, профессор

 

Проснется ли медведь или возродится СПС?

(Манифест «новых правых»)

 

Предисловие

Эта работа – продолжение предыдущей публикации автора «Услужливый медведь опаснее врага», где мною была критически рассмотрена политическая позиция партии «Единая Россия». Она сводилась к утверждаемому лидерами партии сознательному отсутствию партийной идеологии, прагматизму и лозунгу «Мы с Президентом». Меня, да, думаю, и некоторых других членов партии и фракции в Госдуме, подобная «партийная идеология» не воодушевляет. Сила левых (КПРФ) при отсутствии харизматических лидеров – в накопленном в советские времена научном обосновании, простоте манифестов. Сила правых (СПС) – в проработанной экономической платформе, слабость – в элитарности лидеров, заумных манифестах и оторванности от повседневных проблем граждан. Остальные партии научно обоснованной платформы не имеют, да и с лидерами (кроме ЛДПР), политической позицией и программой действий у них возникают трудности.

Предлагаемую статью, разумеется, нельзя рассматривать как политическую платформу новых правых. Думаю, что некоторые идеи могут быть использованы при реформировании партии «Единая Россия»  на правую и левую части фракции и партии. В том, что это произойдет, я не сомневаюсь. Административный ресурс не спасет политические партии без идеологии от  забвения. Возможно, эта статья будет полезна при модернизации СПС. В том, что это произойдет, я также не сомневаюсь.

В статье используются выражения типа «наша партия», «мы» и т.п. Хочу предупредить читателей и успокоить политиков. Речь идет о гипотетической правой партии, которой еще нет. Но она будет, такова неизбежность исторического процесса.

 

Задачи новых правых

Социальные революции конца 80-х начала – 90-х годов в странах социализма завершили эпоху «борьбы противоположностей до взаимопоедания». Европа строит мир на началах политического и экономического содружества. В социально-экономической и политической жизни осуществлен переход к конкурентному и кооперативному сотрудничеству различных социальных слоев общества и государств.

Каковы же будут место и роль России в нынешнем мире?

С августовских событий 1991 года и до 2000 года в идеологическом плане в стране осуществлялся процесс «отрицания веры отцов» и перехода к вере «прадедов», закреплялся разрыв поколений. В экономическом плане – стремление направить раскованные от «оков коммунизма» народные силы привело, с одной стороны, – к позитивному процессу создания частного  предпринимательства, пониманию важности собственности и гражданских свобод, с другой, – к появлению криминальных и олигархических структур, реально влиявших на власть.

В общественном плане в эти годы многие осознали ценности гражданского общества и отринули понятие «российский подданный». Это привело к пониманию ценности свободы, но и к снижению патриотизма, ответственности людей за страну и т.п. Понятие «в этой стране» доминировало среди многих представителей правящей элиты и интеллигенции. Руководство реформами фактически осуществлялось «Союзом правых сил» через систему выстроенных ими «механизмов и приводных ремней».

 Нынешнее руководство России реализует необходимые политические и социально-экономические реформы. Пока ему легко найти общий язык с фактически правящей партией «Единая Россия». Но в случае возникновения новых кризисных ситуаций, подобных монетизации льгот, внутри этой партии ускорится «болезнь левизны», что может привести к постепенной стагнации или расслоению партии. Эти обстоятельства будут порождать двойственность при принятии важнейших политико-экономических решений, что уже проявляется в нынешней Думе.

Поражение СПС на выборах в Госдуму 2003 года и серьезное ослабление правых позиций усилило опасную для общества и государства радикальную составляющую. Не останавливаясь на анализе причины этих явлений, отмечу три важных, на мой взгляд, момента.

К 2003 году лидеры СПС уже были «страшно далеки от народа в этой стране». Они проспали «железную поступь питерского батальона власти», к которому, кроме группы Чубайса, относились весьма нелояльно. Многие региональные организации СПС «протухли», долго живя в отраженном свете своих лидеров. Жизнь народа проходила мимо их деятельности.

Для нашей страны, с традиционно сильными левыми политическими течениями, очень важна влиятельная правая партия, которая будет отличаться от СПС четко выраженной государственностью и патриотизмом. Экономическая программа такой партии может быть близка к «либеральной и социальной империи». Ее девиз – «сильная Россия, свобода, справедливость, собственность». Партия должна высказать позицию по важнейшим вопросам развития страны и дойти до каждого россиянина, убедив его в своей правоте.

Главная задача нашей партии – выработать новый курс вывода страны из бесконечных стагнирующих реформ, создать условия для прорыва и развития. Руководство страны понимает, что нужны реформы, но не имеет четкой комплексной схемы их проведения. Мы ее предлагаем. Ближайшая тактическая задача – выиграть выборы 2007 года, не пропустить в Думу крайних радикальных сил. Поэтому уже в 2005 году должны быть приняты программные документы, осуществлены организационные мероприятия и необходимые кадровые решения.

 

Проблемы страны. Нужен новый курс

Концентрация ресурсов в руках государства и мобилизационный путь экономики – не наш идеал. Задача государства – стимулирование личной инициативы каждого способного на нее человека. В этом – смысл деловой свободы. Сейчас же предприниматели ощущают сильное давление на них государства и чиновников. Люди не уверены в своем будущем, в перспективах своих детей в образовании, здравоохранении, работе.

С одной стороны, фактически отсутствует роль государства там, где она быть обязана. Это приводит к  нищете значительной части населения, уличной преступности, бомжизму и проституции, наркомании, межэтническим провокациям и избиениям. Бытует шовинистическое невежество, когда чеченец, осетин, грузин, кабардинец – именуются «лицами кавказской национальности». Даже среди студентов развиты ксенофобские настроения, молодежный экстремизм. Это источник внутренних кризисов, грозящих существованию самого государства.

Нужны эффективная государственная политика, восстановление управляемости страны и доверия народа, защита личности, разумная социальная и налоговая политика. Основой динамичного развития страны и успеха в мировом соревновании в XXI веке является человеческий капитал. В России наблюдается снижение численности населения почти на миллион человек в год. Надо обеспечить сохранение и развитие людского потенциала, преодолеть катастрофическое отставание в науке и прогрессирующее – в образовании. Без этого наше будущее – малонаселенная сырьевая колония, а не процветающая страна.

С другой стороны, мы наблюдаем засилье государства во всех сферах общества. Нашей бюрократией народ воспринимается как безликая масса, а не сообщество граждан с разумом и волей. Место, занимаемое во властной структуре, определяет не только социальное положение чиновника, его различные льготы и блага, –  оно стало источником выгоды, извлекаемой из служебного положения. Отсюда следуют препятствия бизнесу.

Важнейшая проблема – закон, власть и собственность в контексте приватизации 90-х годов. Надо определиться раз и навсегда в этом вопросе, который только тормозит развитие страны. Мы считаем, что собственность, приобретенная с нарушением действующего в то время законодательства, должна быть возвращена государству, а остальные проблемы приватизации – закрыты.

Необходима борьба с коррупцией, поразившей государство. Не очистимся от этого зла, – не помогут никакие перестановки. Очень важно, чтобы власть была компетентной, честной и ответственной перед народом. Это главное. Для этого важна связка государство – гражданское общество. Государство – институт проектируемый, гражданское общество – выращиваемый. Создавая полноценное гражданское общество, мы выведем страну из кризиса и придадим ей импульс для динамического развития.

А приступить к этому надо срочно.

Мы – народ России – должны жить нормально, нам нельзя перейти в состояние толпы, которое может смениться жестокой диктатурой. Если мы хотим сохранить страну, чиновничьей реформой не обойтись, Нужен новый курс. Должны быть обязанности и ответственность государства в обеспечении прав и свобод личности. Должны быть обязанности и ответственность личности перед семьей, обществом и государством. Только так мы можем развиваться, обеспечивая законность и порядок – стране, социальные достижения – народу, демократию – обществу.

Мы определяем себя как партию динамичного развития страны, поскольку уверены, что стране нужна политика прорыва. Мы опираемся на активных людей, стремящихся добиться не только личного успеха в своем деле, но и заботящихся о других, о будущем страны. Эти люди – среди нас. Они учат и лечат наших близких, работают на производстве, защищают  Отечество, добиваются успеха в честном бизнесе, – словом, –  это люди дела. Именно они призваны объединить и консолидировать российское общество.

Государство отвечает за процветание и благосостояние российских регионов. Уровень и темпы регионального развития показывают эффективность государственной власти. Особое внимание необходимо обратить на районы Дальнего Востока и Севера, на территорию зауральской России. Партия предлагает новую восточную и северную политику, которые позволят уравнять возможности всех граждан страны. Одним из ее ключевых положений станет снижение транспортных тарифов для жителей отдаленных территорий, сохранение районных коэффициентов пенсионерам при их переезде в другие регионы страны. На развитие регионов России влияет использование их территории для мировой транспортной инфраструктуры, интеграция маршрутов Европы и Азии.

Чтобы ответить на вопрос о том, почему наша партия должна придти к власти в стране, мы представляем в данном проекте Россию, которую нам вместе надо построить.

Наступает время созидателей. Время дельных людей. Наше время.

 

Мы построим общество справедливости и развития

В прошлое канули битвы между капитализмом и коммунизмом, наступила эпоха посткоммунизма и постлиберализма. Социальная справедливость и экономическая эффективность в новых условиях XXI века –  не отрицающие друг друга антагонизмы, а необходимые факторы современного общества.

Нынешнее российское общество отделено от управления страной.  Реально это управление – в руках чиновников и бизнесменов, живущих от продажи природных ресурсов, «с трубы». Эгоизм властей и корпораций приводит к торможению научно-технологического и социального развития, эффективности экономики.

Наша партия убеждена, что XXI век принадлежит тем обществам, которые делают ставку на творчество человека и на его знания, технологическое и интеллектуальное развитие в интересах людей. В основе таких обществ – духовный, творческий человек, способный к современному высококвалифицированному труду и уважающий только честно заработанные богатство и достаток. Мы верим в справедливость и считаем, что честный труд должен получать достойное вознаграждение, а воры должны сидеть в тюрьме.

Мы – убежденные сторонники гарантии личной свободы и гарантии прав собственности для всех граждан и приветствуем творческую и хозяйственную активность предпринимателей. Мы против уравниловки. «Справедливо» – не значит «поровну». У любых предприятий, крупных, и мелких, должны быть настоящие хозяева, стремящиеся сделать их процветающими. Но это должны быть именно хозяева, а не временщики, выжавшие оттуда все, что можно, и стремящиеся сбежать с деньгами из страны.

Мы твердо знаем, что за нас никто нашу страну спасать не будет. Работать вместо нас тоже никто не будет. Мы должны перестать надеяться на то, что все выправится само, а жить своим умом и честно работать, делая  страну процветающей.

Мы – партия патриотов – ставим своей целью обеспечение национальных интересов и суверенитета России. Особое отношение – к тем, кто обеспечивает нашу безопасность. Мы обязаны помогать нашим силовым структурам в их становлении и развитии, всегда помнить известные слова о том, что у России два верных союзника – армия и флот. Из этого будем исходить. Это безусловный приоритет нашей политики.

Общество справедливости и развития – это общество свободы и ответственности каждого из нас, неотъемлемый элемент российской государственности.

Таким и должно стать российское гражданское общество.

 

Граждане, объединяйтесь!

Гражданское общество – не приложение к рынку, а система отрицательной обратной связи между обществом и властью. Она обеспечивает устойчивое состояние страны, причем власть будет вынуждена служить интересам народа, а не бюрократии, а воля граждан страны – преобладать над волей власти. Исторически в нашей стране эту роль выполняла лучшая часть общества. Ключевой элемент для нее – не показушная оппозиционность к власти, а критическое, но конструктивное сотрудничество с нею. Пора создать систему, в которой общество должно уметь брать на себя ответственность, контролировать власть и защищаться от посягательств на свои интересы. Тем более, что экономические реформы, не сопровождающиеся общим развитием страны, привели к разрастанию бюрократии, подмявшей под себя слабые ростки гражданского общества. Поэтому резко снизились не только уровень жизни народа, но и качество самой власти. Без гражданского общества действует принцип любой власти: в нее берут не лучших, а своих.

Наша партия будет активно способствовать становлению гражданского общества в России. Создать его – под силу союзу граждан, независимых в принципиальных решениях. Работа может идти по нескольким направлениям.

1. Законодательное обеспечение. Необходим пакет законов, которые изменят нынешнюю ситуацию гражданской незащищенности населения. Граждане должны помочь законодателям конкретизировать законы и нормативную базу, устранить возможности двоякого чтения норм и решения судей.

2. Действенный гражданский контроль над властью. Нужно создать общественные механизмы, которые бы делали прозрачной работу власти на всех уровнях. Это позволит не допустить образования замкнутых чиновничьих корпораций.

3. Региональные отделения партии должны привлечь активную часть населения для анализа проблем в регионах и путей их решения.

Список задач и направлений открыт. Гражданское общество в России – это сегодня ключевая проблема, и ее надо решить, способствуя выращиванию его элементов в образовательных учреждениях.

Сильной страна будет при справедливом государстве, где каждый чиновник служит обществу и отечеству. Наша партия берет на себя задачу восстановления государства как образца открытости своей деятельности. Начало будет положено искоренением казнокрадства и коррупции, контролем гражданского общества над властными структурами. Только наша активность, поддерживаемая политикой власти, в состоянии создать честное государство без кланов, в которых корыстное чиновничество тесно сливается с беспринципным бизнесом и криминалом.

Не только угроза уголовного наказания, но и персональная ответственность, дискредитация нечистоплотных чиновников, лишение их возможности занимать государственные должности, увольнение со службы с публичной формулировкой «уволен с позором» станут важным антикоррупционным механизмом. Число чиновников должно определяться задачами государства, а их заработная плата быть на уровне, соответствующем персональной ответственности.

 

Бедные должны жить достойно

Вся деятельность власти должна быть направлена на обеспечение достойной жизни всех граждан страны. Это означает недопущение деградации и обнищания народа, целенаправленное повышение качества жизни.

Государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни будет вестись через законодательное введение стандартов (индексов) качества и уровня жизни, обязательных для исполнения на всей территории страны.

Перспективный и требующий роста квалификации труд, возможность непрерывного образования, условия для создания и достойной жизни семьи, повышение средней продолжительности жизни в стране, резкое снижение уровня самоубийств – вот те критерии, которыми будет определяться эффективность работы власти. Мы не стремимся заставить всех работать и жить хорошо, но работающие граждане страны не должны быть бедными. МРОТ должен превышать прожиточный минимум.

Демографическое восстановление страны мы начнем с восстановления смысла жизни и деятельности в России. Люди должны знать перспективы своих детей в образовании, здравоохранении, возможности в работе. Не связи и протекции должны давать карьерные возможности молодежи, а способности, образование и деловые качества. Иначе значительная часть нашей молодежи будет реализовывать себя за рубежом, а не в своей стране, или проникаться экстремистскими идеями. Мы обязаны обеспечить и обеспечим каждому российскому ребенку полноценную материальную и духовную жизнь. Поддержка семьи будет выражаться не только в обеспечении  ее благосостояния, но и в виде государственной пропаганды крепкой семьи как нормы российской жизни, достойной жизни и почета пожилым людям.

В нашей стране не должно быть ни одного человека «за бортом», в какой бы ситуации он ни оказался. Поэтому государство должно создать систему социальной безопасности, которая искоренит позорные явления детской беспризорности, бездомности (бомжи) и нищеты. Гражданская солидарность, забота государства и общества о каждом человеке, адресная социальная поддержка малоимущих слоев населения должны стать нормой нашей жизни.

Девиз нашей социальной политики – «Бедные должны жить достойно». Социальное положение бедного слоя населения не должно унижать личных достоинств. Цель нашей социальной политики – социальная справедливость и стабильность страны, искоренение бедности и радикализации общества. Вывод людей из-за черты бедности приведет к пониманию того, что общество нуждается и в богатых, ибо общество без богатых обречено на обнищание: именно богатые платят налоги и в конечном итоге содержат бедных.

Социальная справедливость определяется вознаграждением общества и государства тем, кто вносит наибольший вклад в инновационное развитие страны, а также равными шансами для всех граждан на доступ к общественным благам – образованию, здоровью и др. Мы введем прогрессивную шкалу подоходного налога, а также дифференцируем распределение ставок социального налога в пользу общественно значимого бизнеса. Мы не различаем людей по национальности, вероисповеданию, месту проживания, все мы – граждане России. Все получат равные стартовые условия для приложения своих способностей в зрелом возрасте и обеспечения старости. Но каждый должен понимать, что его благополучие и успехи зависят от него самого. Для России нет «лишних людей», ей важны все граждане, но «под лежачий камень вода не течет».

Особое значение для обеспечения социальной справедливости в стране имеет активное участие государства в ключевых инфраструктурах, базовых отраслях экономики, других активах стратегической важности. Особенно это касается предприятий энергетического комплекса (электричество, газ, нефть).

За пределами нашей страны находятся миллионы русских и представителей других коренных национальностей России. Проводимая некоторыми бывшими союзными республиками политика доминирования титульного населения и вытеснения иных категорий лиц из сфер государственной и общественной жизни свидетельствует о рассмотрении последних как второстепенных. Это касается не только российских граждан, но и русских, русскоязычных людей, принявших местное гражданство.

Партия видит своей задачей не только целевую поддержку  соотечественников, находящихся за рубежом (гуманитарная, экономическая и социальная помощь), но и разработку государственных программ по их переселению.

 

Нужны реальные хозяева

Экономическая эффективность должна обеспечиваться за счет одновременной работы власти и общества по трем направлениям.

Во-первых, это переход на новую структуру российского хозяйства и организация национальной промышленной системы, в основе которых должны находиться крупные инфраструктурные проекты, инновационные технологии, новый научно-технологический уклад. Государственные инвестиции должны направляться туда, где осуществляется целенаправленное инновационное развитие.

Во-вторых, – благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, начиная с нормального функционирования банковской системы, государственного субсидирования и единой системы защиты бизнеса. Законы должны быть надежными для бизнеса и эффективными для государства.

В-третьих, – организация плотной конкурентной среды для бизнеса, недопущение любой монополии, кроме естественных, поддержка наукоемких отраслей экономики.

Принципы экономической политики:

государственная гарантия каждому человеку личной свободы и защиты его собственности: стране нужны реальные собственники и хозяева;

поддержка предпринимательства, создающего рабочие места и увеличивающего национальное богатство; рост и повышение эффективности производства;

ориентация на конкуренцию и кооперацию как методы повышения эффективности распределительной функции рынка за счет снижения цен на блага (товары и услуги);

подъем производства за счет создания стимулов для собственников, предсказуемость ситуации;

государственная гарантия стабильности национальной валюты, надежность банковской и страховой систем;

вмешательство государства – осторожное и выборочное: только там, где оно в состоянии повысить эффективность; желание собрать больше налогов не может приводить к необоснованному государственному вмешательству, поскольку цель государства – не в увеличении казны, а в подъеме благосостояния нации; казна не может осчастливить всех, она – лишь инструмент обеспечения минимума;

четкое определение общественного сектора в экономике, где государство является заказчиком работ, а привлечение частного капитала рыночными методами затруднительно; производство общественных благ частному сектору может быть невыгодно, но их отсутствие ухудшает общественное благосостояние;

развитие наукоемких, инновационных отраслей, увеличение отечественных товаров массового потребления;

отказ от политики «отобрать и поделить» или «грабь награбленное» (это ставит государство в положение грабителя);

отказ от политики «запретительных» налогов; налог – инструмент корректировки несовершенства рынков, а не источник пополнения бюджета как самоцель; рост секторов экономики на бюджетном обеспечении – свидетельство слабости экономической системы государства; государственное влияние – через субсидии, программы, госзаказ.

 

Средний класс – опора страны

Стабильность страны и ее развитие будут достигаться за счет ускоренного создания в России полноценного среднего класса. Надо, чтобы число людей, имеющих стабильную перспективную работу и доход не менее 10 прожиточных минимумов в месяц, составляло не 10 %, а 50 %. Нынешние 10 % – это представители малого бизнеса, чиновники и судейские работники. Мы обеспечим значительное расширение слоя представителей малого бизнеса. В средний класс должны войти также педагоги, врачи, работники науки и культуры, другие представители бюджетной сферы. В этом социальном слое мы видим опору нашей партии.

На наш взгляд, необоснованно разделение российских «бюджетников» на разные типы с разными условиями оплаты и правами. Мы считаем, что не только федеральные и муниципальные чиновники, сотрудники правоохранительных органов и вооруженных сил, но и педагоги, врачи, научные работники государственных и муниципальных учреждений по сути являются госслужащими. Они работают на государство, должны обеспечивать его развитие и процветание. Соответственно и государство обязано нести ответственность за условия их труда и материальное благополучие. Российский средний класс – это наиболее активное население, которое также берет на себя заботу о демографической ситуации в стране. Поэтому особо будут поощряться семьи из трех и более детей, и на них в первую очередь будет ориентироваться государство в своей поддержке жилищного строительства и обеспечении иных видов благосостояния, в частности за счет снижения подоходного и социального налогов.

 

Становление личности. Роль государства, общества и семьи

 Образование и наука в современном мире – не затратные сферы, а центральные силы общества и новой экономики. Именно через интеграцию с образованием и наукой промышленность достигает максимальной экономической эффективности. Наша партия рассматривает образование, науку и промышленность в качестве триады развития страны. Качество жизни должно обеспечиваться за счет научно-технологического развития и усложнения систем деятельности. Мы выступаем за постоянный рост продукции наукоемкой промышленности в структуре ВВП, за повышение роли знания, общей культуры труда и ограничения нагрузки на окружающую природную среду.

Образование при этом выступает локомотивом, поскольку именно оно определяет антропологическое качество всех остальных сфер деятельности и их эффективность. От образования, культуры, творческой и хозяйственной активности, патриотизма народа зависят настоящее и будущее страны. Без квалифицированных научных и рабочих кадров экономика всегда будет отсталой, а уровень жизни – низким.

Россия всегда была страной высокой и самобытной культуры, в истоках которой лежали культурные традиции и достижения вошедших в нее народов.

Задача и ответственность школы – воспитание культурного и высоконравственного гражданина и патриота, обладающего объемом знаний, необходимым для принятия самостоятельных и взвешенных решений в разных жизненных ситуациях, и для формирования суждений и личного обоснованного мнения по актуальным вопросам общественной жизни.

Задача и ответственность семьи – духовное формирование личности,  воспитание культуры и экономических основ семейной жизни, школы хозяйствования, бережливости и трудолюбия, уважительное отношение к собственности. Государство обеспечивает поддержку семьи, стимулирование ее развития, обучение талантливых, но недостаточно обеспеченных, и прочие механизмы мотивации семьи на активное участие в воспитании, заботу о материнстве, детстве, беспризорных и сиротах.

Общество (улица). В положительном плане улица – это формирование воли и стремления детей и подростков быть первыми. Отрицательное влияние улицы общеизвестно. Поэтому общество должно создавать условия для того, чтобы дети были заинтересованы в занятиях в свободное время.   В первую очередь – это спорт и дополнительное образование детей в субботу и воскресенье. Здесь должны быть задействованы школьные, спортивные и различные учреждения дополнительного образования. Для воспитания свободной и ответственной личности и демократических институтов общество обязано предложить детские и молодежные модели гражданского общества.

В профессиональных учебных заведениях (ПТУ и техникумы) обучение и воспитание должно быть построено таким образом, чтобы обучающиеся осознали важность получаемой профессии и свои жизненные перспективы. Учащиеся этих учебных заведений из семей с низким достатком, неблагополучных или домов-интернатов не должны быть заброшены, обижены и, как следствие – враждебны обществу и государству. В общественном сознании надо закрепить высокий статус указанных учебных заведений. Например, бакалавриат ставит своей целью подготовку практически ориентированных специалистов с определенным уровнем общекультурной и профессиональной подготовки. Это вполне можно осуществлять в техникумах, интегрированных с вузами.

Управление системой образования надо разумно децентрализовать: часть решений принимать на федеральном уровне, а принятие решений по многим другим вопросам делегировать на более низкие уровни.

 

Инновационный путь. Высшая школа и наука

Россия находится в процессе реформ, которые должны вывести страну на качественно новый уровень. В этой связи высшая школа должна обеспечивать гибкую систему подготовки и повышения квалификации специалистов. Чтобы догнать передовые страны в сфере идей и инноваций, России необходимы первоклассные университеты. Для этого нужны конкуренция за создание лучших школ и вузов, кардинальное улучшение качества учебных и научных учреждений. Надо реально внедрять в стране дистанционное обучение, создавать телевизионный федерально-региональный просвещенческий канал. Необходимо также ежегодно повышать расходы на образование и науку. Государство должно решить проблемы кредитования строительства жилья, достойных зарплат и пенсий работников образования и науки.

Надо усилить ответственность государства за развитие и качество образования, повышение квалификации преподавателей, систему инвестирования и реинвестирования в сферу образования. Сочетанием рыночных методов с государственным регулированием следует решать негативные проблемы высшего образования (недостаточное финансирование, перепроизводство и найм работников с излишней квалификацией, недостоверность информации о реальном уровне вузов, низкое качество знаний выпускников и др.).

Следует ввести ежегодный одинаковый по стране обязательный сбор, уплачиваемый студентами на обслуживание системы администрирования, документооборота и т.д., который не направляется на зарплату преподавателей; создать единую систему государственного заказа выпускников, государственных образовательных кредитов с минимальной процентной ставкой, чтобы обеспечить возможность оплатить такой сбор любому гражданину России для получения высшего образования. Соблюдая конституционное право на бесплатное высшее образование на конкурсной основе, интересы личности и общества, государство должно обеспечить целевую доплату к заработной плате молодому специалисту, работающему по государственному контракту, на погашение кредита за учебу, а гражданам, отслужившим в армии, - внеконкурсный прием в вуз и погашение образовательного сбора.

Развитие науки должно идти в одной системе с образованием и промышленностью, обеспечивая единый базис экономического роста и формирования гражданского общества. Прежде всего, необходимо провести инвентаризацию всех государственных академий наук и кардинально повысить статус РАН как центра фундаментальных и поисковых исследований. Определить долгосрочный план государственной поддержки фундаментальной науки. Создать систему госзаказа и субсидирования науки, поддержки материальной базы и социального обеспечения научных работников. Сделать РАН ведущим прогнозно-аналитическим центром, отвечающим за стратегию развития страны и экспертизу всех масштабных государственных проектов, сохранив в ее системе исследовательские центры мирового уровня. Инкорпорировать в нее лучшие учреждения отраслевых академий, остальные академические учреждения передать вузам либо изменить их организационно-правовой статус. Усилить автономию РАН, ее независимость, в том числе от государственного аппарата.

При этом важно провести кадровую реорганизацию: привлечь в академию молодых ученых, включая тех, которые в настоящее время работают за границей; значительно повысить заработную плату научных работников; перевооружить науку новым поколением уникальных приборов; создать единую федеральную инфраструктуру науки и высшей школы, основанную на системной интеграции ведущих институтов РАН, центров прикладных исследований и университетов страны путем создания нескольких крупных долгосрочных практико-ориентированных программ. В таких сферах как информационные технологии, энергоэффективная экономика, глубокая переработка минерального сырья и т. п. организовать инновационные зоны опережающего развития.

Необходимо законодательно обеспечить возможность объединения вузов и научных учреждений в научно-образовательные комплексы, кодифицировать законодательство в сфере науки и образования в виде Научно-образовательного кодекса РФ.

Немаловажно также обеспечить рост международной кооперации в науке и образовании: создавать совместные учреждения, научные образовательные, просветительские, культурные программы; развивать некоммерческое распространение литературы на русском языке; расширить участие ученых России в международных проектах, в частности упростить для деятелей науки и образования визовый, регистрационный, таможенный режимы при деловых визитах, совместных работах.

 

О конструкции власти

Мы уважаем нашу Конституцию, и не считаем нужным вносить в нее изменения в ближайшие 20 лет. Государственная власть в России должна осуществляться на основе реального разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Несмотря на многочисленные правовые формулы взаимовлияния различных ветвей власти, сохраняется их «оторванность» друг от друга. Это влечет за собой массовые нарушения в сфере прав человека, наносит ущерб престижу государства. Авторитет судебной власти не способствует искоренению ошибок законодательных и исполнительных органов.

Чтобы повышать эффективность государственной власти, необходимо:

сохранить институт прямых выборов в качестве ведущей формы непосредственной демократии в России;

ввести парламентскую модель формирования правительства;

признать недостаточность ответственности выборных лиц (исключительно перед выдвинувшими их политическими партиями, а не перед всем населением);

ужесточить ответственность судей.

 

Мы готовы к сотрудничеству

Победа на парламентских выборах 2007 года и формирование партийного правительства позволят реализовать нашу программу. Мы приглашаем к объединению все созидательные силы России.

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта