SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

Беседовал Дмитрий Фадин. Август 2005 г.

Илья Будрайтскис, лидер Социалистического Движения «Вперед»:
«Задача революционной организации, в первую очередь, - воспитание классового сознания»

- Здравствуйте, Илья. Для начала хочу поздравить вас с образованием Вашей новой организацией. Не могли бы Вы рассказать о ней поподробнее.

- Добрый день, Дмитрий. Я думаю, что рано еще говорить об образовании, так как сейчас мы только готовим учредительную конференцию, которая пройдет в конце сентября. Сейчас идет финальная часть подготовки к конференции. Я и мои товарищи уточняем наши позиции, выстраиваем какие-то связи. В конце августа пройдет дискуссия по программе, предшествующая конференции.

- А что фактически случилось в «Социалистическом Сопротивлении», почему Вы оттуда вышли?

- Случилось следующее: на протяжении нескольких лет, я бы сказал с 2001 года, сформировались политические противоречия, связанные со строительством организации. Если конкретнее, противоречия были связаны с тем, что именно мы вкладываем в такие ключевые для марксистов понятия, как демократический централизм, революционное руководство и, вообще, что мы понимаем под революционной организацией или партией. Понятно, что все эти противоречия отражались на деятельности организации. Каждый наш шаг, приводил к долгим и тяжелым внутренним дискуссиям, в ходе которых складывалось ясное впечатление, что мы очень многие вещи понимаем по-разному. Все это закончилось несколько недель назад, когда было собрание с представителями регионов. На этом собрании и произошел раскол, после которого я и мои единомышленники вышли из «СоцСопра».

- Ваша новая организация будет входить в Рабочий Интернационал?

- Поскольку наши политические противоречия внутри «СоцСопра» были вызваны во многом разным пониманием того, как должна строиться международная организация, то мы теперь будем крайне осторожны в филиациях с какой-либо международной организацией. Хотя, безусловно, у нас есть определенные контакты, которые мы будем развивать. В общем, посмотрим, что из этого получится.

- Кстати, Илья, есть уже какое-нибудь название для организации?

- Пока что только рабочее – Социалистическое Движение «Вперед». Так же будет называться и наша газета.

- Какие цели вы ставите перед организацией на начальный период ее существования?

- Мы стремимся делать то же самое, что и в «СоцСопре» - создать современную марксистскую организацию, воспитывать марксистские кадры в России и, естественно, участвовать непосредственно в том социально-протестном движении, которое будет набирать обороты в самое ближайшее время. Также мы будем активно заниматься развитием студенческих профсоюзов, которым мы уделяли внимание еще в «СоцСопре», в рамках кампании против приватизации образования. Я думаю, что мы будем участвовать в трудовых конфликтах вместе с различными профсоюзами. Плюс мы планируем более активно вести информационную деятельность – издавать газету и вести сайт.

- Но я правильно понимаю, что в перспективе вы ориентируетесь на революцию?

- В перспективе мы ориентируемся на изменения в обществе.

- А какими методами?

- Революционными методами.

- А что включают в себя эти методы?

- Дело в том, что Россия, сейчас находится на периферии. Во всех отношениях. В политическом, в экономическом – российский капитализм является периферийным по отношению к мировому капитализму. Политическая культура в России сейчас в упадке. За десятилетия бюрократического режима в Советском Союзе, затем за годы реставрации капитализма фактически была утеряна традиция самоорганизации в обществе, была утеряна марксистская традиция, которая существовала в России в начале XX века, и в первые годы советской власти. Исчезли понятия принципиальной политики вообще.

Вы сказали, что НБП – это лейбл, который можно наполнить любым содержанием (См. интервью с Сергеем Смирновым). На самом деле, эта политическая модель является общепринятой в России. Есть некие политические структуры, которые могут наполняться самым разным содержанием, и которые не представляют собой даже тех буржуазных партий, которые существуют в Западной Европе или в США. Если мы возьмем структуру любой буржуазной партии, то мы увидим, что каждая подобная партия обладает в демократической системе двумя программами, двумя повестками дня. Одна скрытая, другая открытая. Предположим, председатель говорит: мы выступаем за свободу и справедливость, наши главные цели – добро для всех людей. Это открытая повестка дня, с которой они идут на выборы, с которой привлекают себе голоса электората. Но есть еще одна повестка – скрытая. Она заключается в том, что будет, когда мы соберем эти голоса. Например, когда мы придем к власти, мы отнимем эту нефтяную трубу у Ивана Петровича, и отдадим ее Ивану Ивановичу. И это подлинная программа этой партии. Потому что на самом деле, это и есть цели, которые они будут воплощать в жизнь, когда придут к власти. Вот эта связь между подобной партией и обществом раньше определялась как понятие гегемония.

Когда, скажем, буржуазные классы управляют обществом и держат его в подчинении не просто с помощью репрессивной машины государства или прямого насилия, а с помощью буржуазной идеологии и доминирования буржуазного сознания в обществе. Управление идет скорее с помощью идеологического контроля. Буржуазно-демократического общества в России, так или иначе, пока не состоялось. Ведь что фактически имеет в виду Ходорковский, когда говорит о необходимости левого поворота? Он имеет в виду примерно следующее: есть некий кризис легитимности, из-за которого многие люди не понимают, почему в начале девяностых какие-то люди смогли стать миллиардерами и почему они стали собственниками природных ресурсов. И вот для того, чтобы таких вопросов больше у людей не возникало, для того, чтобы выйти из этого кризиса, необходим приход к власти неких сил, которые и будут представлять собой некую подобную модель гегемонии. Тогда главной целью станет сохранение собственности за активными участниками девяностых на вечные века, гарантии неприкосновенности этой собственности и возможность конвертации этой собственности в политическую власть. Остальных людей, они сделают условно «левыми», скажем социал-демократами, которые будут говорить о социальной справедливости и о том, как они ее сейчас восстановят. Собственно левый поворот и заключается в установлении этой гегемонии буржуазных классов над всеми остальными классами, которая, по мнению Ходорковского, и должна установиться в России. Противоположная задача, задача угнетенных классов, состоит в формировании адекватного классового сознания.

- Адекватное чему? Ситуации?

- Нет, адекватное своим классовым интересам, которые заключаются не в том, чтобы поддерживать каких-нибудь абстрактных социал-демократов, которые сядут им на шею, и легитимизируют в их глазах итоги приватизации. Поэтому задача революционной организации, в первую очередь, - воспитание классового сознания, воспитание ощущения у рабочих, что у них есть свои классовые интересы, что у них есть своя партия, что они должны объединиться по классовому признаку и что они должны отстаивать свои права в противоборстве с теми классами, которые их угнетают.

- А что делать с нежеланием пролетариата быть пролетариатом? Разве нет такого, что сегодня в России почти любой пролетарий больше всего хочет стать представителем более высокого класса?

- Это ложное классовое сознание. Буржуазия создает иллюзию того, что в обществе есть некая вертикальная мобильность, и каждый человек, который будет много и упорно работать, из рабочего станет собственником. Это, конечно, не так. Но проблема состоит в том, что рабочий класс все равно останется в угнетенном положении. Судьба отдельного пробившегося наверх человека тут ничего не решит. К тому же, вертикальная мобильность является иллюзией. Процесс классообразования, который происходил в начале девяностых годов, практически завершен. Места для каких-то success stories остается все меньше и меньше. И на самом деле, то поколение, которое выросло в девяностые годы, выросло с немного другим сознанием. Оно склонно абсолютно доверять подобным рецептам личного успеха.

- Да, но намного больше интересно, как именно донести до молодых пролетариев это. Как сделать так, что бы им перестало хотеться наверх?

- Что значит «перестанет хотеться наверх»? Большинству людей совершенно не хочется управлять или строить. Им хочется большего материального благосостояния, реализации своих желаний. Капиталистическое общество является принципиально дискомфортным, в том числе и для представителей буржуазии. Потому что оно создает между людьми ощущение отчуждения, которое на самом деле противоречит природе человека, которая, как мне кажется, изначально построена на открытости, солидарности, творчестве. Поэтому мы не можем говорить людям – вы должны жить плохо. Естественно, это не так. Классовое сознание заключается в том, что каждый рабочий должен понимать свое положение, и только коллективными усилиями со своими товарищами он может это изменить. Естественно, такого изменение в сознании можно достичь не только чтением рабочим лекций о марксизме или публичным разбором первого тома «Капитала». Классовое сознание, скорее, воспитывается на личном опыте борьбы.

Например, два года назад была всероссийская забастовка авиадиспетчеров. У них было два требования: повышение заработной платы и заключение единого коллективного договора с государственной корпорацией, который устанавливал бы единую зарплату для диспетчеров по всей России. По воздушному кодексу России авиадиспетчерам запрещены забастовки, поэтому авиадиспетчеры, когда правительство четко указало, что они не собираются идти на переговоры, и что им плевать на мнение этих людей, объявили голодовку. Эта голодовка продолжалась по всей России более недели. Причем следует объяснить, в чем особенность голодовки у авиадиспетчеров. В их случае это не акт отчаяния, а метод борьбы, потому что из-за ответственности работы их обязаны отстранить от работы на третий день голодовки.

И крайне интересно посмотреть на то, сколько грязи полилось на них со страниц газет. Такая веселая газета как «Коммерсант», или такая мудрая как «Независимая», которые обычно выдерживают спокойный ироничный тон, в данном случае скатились до истерики. С их страниц лилось: «бездельники», «подонки», «не нравится работать авиадиспетчером катись в макдональдс», и тому подобное. Что фактически произошло? Произошла уже хорошо забытая в России традиция прямого классового столкновения. Когда люди в десятках городов России выходили на эту голодовку и боролись не только за себя или своих товарищей, но и за коллег, которых они никогда в жизни не видели. Более того, их поддержал ряд международных профсоюзов авиадиспетчеров, которые заявили о готовности объявить забастовки солидарности, если правительство не пойдет на удовлетворение их требований, что еще больше подняло их боевой дух. И стоит заметить, что та голодовка увенчалась успехом. Хоть и не полностью, но правительство пошло удовлетворение требований голодающих. Подобные мероприятия делают для воспитания классового сознания намного больше, чем все разговоры о марксизме. Что конечно не значит, что стоит пренебрегать марксистской теорией. Мы считаем, что только органичное сочетание теории и практики даст ту вершину классового сознания, которое позволит изменить это общество. Которое подведет людей к мысли, что противоречия в обществе, их угнетенное положение, несправедливость, может быть снято лишь через радикальные изменения и уничтожение капитализма.

- Не кажется ли вам, что в современной России, люди весьма слабо понимают, что такое коммунизм, и что Советский союз не был таковым государством, и если да, то ведутся ли какие-либо работы по реабилитации понятия?

- На самом деле существует такой момент, который мы с товарищами в шутку называем «народный троцкизм». Он состоит в том, что огромное количество людей в России, которые интуитивно понимают – идея была хорошая, исполнение плохое. И это мнение весьма распространено. Тем не менее, существует огромный груз сталинизма, который является чрезвычайно вредным, на мой взгляд. Он проявляется не только в утверждениях, что Советский Союз был социалистическим государством, но в каких-то великодержавных тенденциях, в вере людей в силу государства и неверие в собственные силы.

- То есть, вы противники великодержавия?

- Да

- Как это соотносится с заявлениями о том, что Россия находится на периферии? Ведь как я сумел понять, вас это не устраивает, и вы хотели бы большего для своей страны.

-Проблема в том, что преодолеть эту периферийность можно, только преодолев то разделение труда и то экономическое разделение, которое существует в рамках современной капиталистической системы. Иными словами, залог успеха – в борьбе с периферийностью России, в борьбе против мирового капитализмом.

- Спасибо за интервью, Илья.

- И Вам спасибо, Дмитрий.

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта