SLON-PARTY.RU :: Начало

 

 

 

 


Главная страница
Идеология

Программные документы

Темы сайта

Гостевая книга
Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления

Последние новости

Пресс-релизы

Архив новостей

Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов

СМИ про СЛОНа

Открытая партийная газета

Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы

Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

<<< К основному разделу : Текущий раздел

Вадим Монин, член Федерального совета партии «ЯБЛОКО», руководитель Астраханского отделения партии, депутат Астраханского городского Совета. 17 января 2004г.

Административный ресурс стал возможен только потому, что общество против него не протестовало

 

- Прошедшие парламентские выборы – это реальный выбор народа или торжество административного ресурса?

Это был и выбор народа, и торжество административного ресурса. Этот ресурс заключается в допущении ситуации, при которой средства массовой информации, прежде всего, центральные телеканалы, в меньшей мере радиостанции транслируют только одну и управляемую точку зрения. Этот ресурс заключается в том, что федеральное правительство и Администрация Президента позволила себе давать прямые указании региональным администрациям и соответственно мэриям больших и малых городов и присылать комиссаров, которые отслеживали выполнение этих указаний должностными лицами в регионах. Это является некоей высшей точкой административного ресурса. В регионах России было объявлено социалистическое соревнование для губернаторов на предмет того, кто больше наберет голосов за «Единую Россию». И степень финансового обеспечения регионов выстраивалась в зависимости от количества голосов за «Единую Россию». Это и есть административный ресурс, но он стал возможен только потому, что общество против него не протестовало. И вот в этом-то объективность этого результата – общество против этого не протестовало. Не было митингов, демонстраций, пикетов около администраций, около Администрации Президента. Никто не собирался и не кричал: «Суркова в отставку! Гнать подлого манипулятора! Павловского на мыло!» и так далее. Такое могло бы быть в 1991 году, но этого ничего сейчас ведь не было.

- Согласны ли Вы с тем, что закончилась у нас публичная политика?

- Во-первых, публичная политика закончиться никак не может, могут меняться ее формы. У нас, к сожалению, как конкурентный орган, очень сильно снизил свои возможности Совет Федерации, потому что это орган, который a priori состоит из достаточно слабых фигур назначенцев. Это орган, который конкурентно мог бы представлять интересы регионов. У нас, к сожалению, перестал существовать парламент в том виде, в каком принято представлять себе обычно парламент, т.е. орган, в котором конкурентно представлены интересы разных слоев общества и которые, соответственно, голосуются в этом парламенте, по каждой социальной проблеме. У нас, увы, перестало существовать федеральное телевидение в том виде, в каком во всем мире обычно оно существует, общенациональное телевидение. Потому что все передачи на нашем общенациональном телевидении так или иначе контролируются Президентом и правительством. И появление людей неожиданных маловероятно. Но не по всем вопросам. Это касается только вопросов власти, а вопросы жизнеустройства, развлечений и так далее вполне могут быть обсуждаемы, т.е. табу туда не распространяется. В этом плане публичная политика даже на федеральном уровне возможна.

Сами носители монополизированы, сами площадки, на которых можно выражать то или иное мнение монополизированы. Но ведь люди, которые работают в Федерации, которые представляют разные партии, они же существуют, у них есть точки зрения, мнения, им просто стало труднее делать эти мнения всеобщим достоянием, достоянием гласности. В этом плане да, публичная политика сворачивается. Но существует региональная политика, в которой пока все эти зависимости еще не достигнуты.

- Согласны ли в с тем, что в стране нужна публичная политика и публичные политики?

- Они не просто нужны, они просто будут, потому что такова природа человеческого общества. Любая группа, достигшая определенного положения в обществе, будет конкурентно оспорена другими группами, которые будут появляться. Такие группы у нас и есть – это партии, которые сейчас проиграли выборы, которые могут образоваться, могут появиться коалиции, но они все равно будут выступать, это же неизбежно.

- Есть мнение, что такие группы просто мешают, что сейчас надо консолидироваться в единый кулак и сделать рывок…

- То, о чем Вы говорите, очень напоминает идею монархизма, которая была особенно популярна после гибели Александра II. Я не монархист, я все-таки либерал по убеждениям.

- Что, по Вашему мнению, более приоритетно для России – мажоритарная или списочная система?

- Я считаю, что наши партии еще далеко недоформировались. Я думаю, что мы пришли к какому-то новому витку, к этапу, кстати, закономерному. И это было почти во всех странах Восточной Европы, например, в Польше я этонаблюдал. Там же тоже сначала появилась «Солидарность», потом какие-то организации, потом образовались коалиции. Я думаю, что мы как раз на этом витке, тут нет никакой трагедии. И по этой причине, я думаю, списочные выборы в Думу должны быть оставлены. Для того чтобы быть стимулом для партий, надо эти коалиции организовывать и участвовать в следующих выборах 2007 года.

- Т.е. Россия еще не созрела до того, чтобы иметь полномасштабную списочную систему?

- У нас установилась та система, которая существует. Эта система не вызывает ни у кого, кроме носителей монархической идеи, никаких серьезных возражений.

- Удовлетворены ли региональные элиты сегодняшним положением дел?

- Существуют разные региональные элиты. Есть элиты, которые удовлетворены сложившимся положением, есть, которые неудовлетворенны. В Астраханской области элита крайне не удовлетворена сложившимся положением дел в стране.

- И в связи с этим, каковы ее возможные действия?

 - Они очень ограниченны. Понятно, что в Астраханской области становится очень популярной идея о том, что область является объектом дискриминации федерального правительства. Для этого есть основания. Обостряется неприязненное отношение к кандидату, который, возможно, приедет из Москвы. Усиливается региональная патриотическая тенденция. Одновременно начинают разрабатываться разные подходы к выводу этой ситуации из кризиса. Но вообще-то вглубине этого процесса в Астраханской области сложилась проблема из-за личных отношений губернатора и Администрации Президента. Но это же не порядок, когда в стране все зависит от личных отношений. Я знаю, что очень многие люди в нашей стране выступают за выстраивание реального федерального государства.  У нас ведь существует система почти рабская по отношению к регионам. Существует система таких бюджетных перераспределений, при которой любой регион, который начинает проявлять некую самостоятельность, нелояльность – тут же финансово наказывается. И у федерального правительства для этого есть все возможности. Вот уничтожение этой рабской системы, создание базы для независимости, не от страны, а от чиновников – это важно.

Высказаться

 Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.