SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

Олег Смолин

Разгром

 

Герой известного фильма был уверен, что запланированного счастья быть не может. А вот запланированные несчастья случаются регулярно, но все равно в чем-то остаются неожиданными. Так и мы ждали неприятностей от блока образовательных (или антиобразовательных) законопроектов Шувалова-Кузьминова-Якобсон, а получили их от Минфина в лице Т. Голиковой.

29 апреля 2004 г. на заседании Правительства РФ был рассмотрен вопрос «О мерах по обеспечению сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации и разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в условиях проведения реформы федеративных отношений и местного самоуправления». В связи с этим рассмотрены и в основном одобрены предложения Минфина о внесении изменений в законодательные акты и об отмене ряда федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования и молодежной политики. Эти предложения обосновываются необходимостью приведения ныне действующего законодательства в соответствие с Федеральным законом от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Однако, как скоро увидит читатель, это лишь повод. Подлинная же причина предложенных «нововведений» - желание экономических правых радикалов еще более освободить государство от социальной ответственности за своих граждан, а тем самым – еще больше уменьшить налоговую нагрузку для большого бизнеса, включая т.н. олигархов, с которыми в последние месяцы так демонстративно борется власть – но только в случае их политической нелояльности.

К празднику Весны и Труда Минфин приготовил населению России целый «мешок подарков», видимо, в полной уверенности, что ни на какую «солидарность трудящихся» это население уже не способно. В частности, предлагается отменить:

- Федеральный закон от 01.08.1996 № 107-ФЗ (в редакции от 07.08.2000 № 122-ФЗ) «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, в учреждениях начального, профессионального и среднего профессионального образования». После предыдущей «резекции» со стороны Правительства и верного ему парламентского большинства этот закон предусматривает выделение на каждого ребенка за счет федерального бюджета полутора рублей на питание в день и столько же – за счет субъектов РФ. Но новому Правительству даже это, видимо, кажется непростительной роскошью!

- Федеральный закон от 28.05.1999 № 102-ФЗ «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». – Предусматривает право детей из малообеспеченных семей ездить на железнодорожном транспорте за полцены с 1 октября по 15 мая и один раз – с 1 мая по 1 октября. Учтем, что российские железные дороги – это теперь «Открытое акционерное общество». Они должны давать прибыль, а, следовательно, на льготы малообеспеченным детям за их счет рассчитывать вряд ли приходится.

- Постановление Верховного Совета РФ от 06.03.1992 № 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений». – Безусловно, приведет к повышению родительской платы в детских садах и яслях, к сокращению в них числа детей и дальнейшему ухудшению их подготовки к школе.

- Закон РСФСР от 21.12.1990 № 438-1 «О социальном развитии села». – Этим законом, среди прочего, установлены 25-процентная надбавка к зарплате для сельской интеллигенции и других работников бюджетной сферы, а также меры государственной поддержки молодым специалистам на селе. Если вспомнить, что доля расходов федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства сократилась с 19,2 % в 1990 г. до 1,3 % в 2004 г. (т.е. в 15 раз, а с учетом сокращения в реальных деньгах самого бюджета – в несколько десятков раз), и что долги крестьян государству с весны 2000 г. до весны 2003 г. (т.е. за три урожайных года) выросли более, чем вдвое, становится очевидным: кроме государства, сельскую интеллигенцию поддерживать некому, а отмена социальных гарантий окончательно превратит ее, говоря словами классика, в пролетария с земельным наделом – только пролетария умственного труда!

Важно понять: Минфин не случайно внес свои предложения именно сейчас, когда в Госдуме ко второму чтению готовятся законопроекты о внесении изменений в бюджетное и налоговое законодательство, связанные с принятием упомянутых выше ФЗ № 95 и № 131. Отмена перечисленных и многих других действующих законов будет означать лишь одно: никаких средств субъектам РФ для того, чтобы сохранить предусмотренные этими законами социальные гарантии, Минфин выделять не собирается, хотя все возможности для этого в бюджете страны есть.

Однако продолжим «расстрельный» список законов, «приговоренных к ликвидации»:

- Федеральный закон от 16.05.1999 № 74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию». Этот закон содержит следующие важнейшие положения:

1) бессрочный мораторий (т.е. фактический запрет) на приватизацию в сфере образования. Видимо, бредовая идея такой приватизации, не встречавшаяся нигде в мировой практике и отвергнутая Россией в 1990-х гг., опять кому-то не дает покоя;

2) запрет на ликвидацию учебных заведений без согласия законодательного органа соответствующего уровня или его профильного комитета (комиссии). Согласно этому положению, сельскую школу нельзя закрыть без решения районного совета, областное педучилище – без согласия законодательного органа власти региона, а федеральный вуз – без согласия Госдумы и Совета Федерации либо их профильных комитетов. Ясно, что такое положение мешает тем, кто запланировал в 2005 г. ликвидацию передаваемых на региональный уровень техникумов и ПТУ;

3) возможность передачи учебных заведений с бюджета на бюджет только по согласованию между исполнительными органами власти соответствующих уровней (например, федерального и субъекта федерации, субъекта федерации и органа местного самоуправления и т.д.) с учетом мнения трудового коллектива. Это положение действительно противоречит президентскому ФЗ № 95, предусматривающему  принудительную передачу субъектам федерации техникумов и ПТУ всех сразу «скопом».

Не лучше, если не хуже, предложения Минфина, касающиеся внесения изменений в действующие законы. Так, из закона РФ «Об образовании» предлагается, в частности, исключить:

- положения о Федеральной программе развития образования (пп. 2, 3, 4 ст. 1). – Через ФПРО прошла, между прочим, основная часть компьютеризации сельской школы;

- статью 40 «Государственные гарантии приоритетности образования», включающую положения о налоговых льготах для учебных заведений, о гарантированном обучении за счет федерального бюджета не менее 170 студентов на 10 тысяч населения и т.п. – Гигантский шаг к вытеснению бесплатного для гражданина образования платным;

- статью 44 «Материально-техническая база образовательного учреждения»;

- вопросы, касающиеся гарантий права граждан на получение образования в негосударственных образовательных учреждениях (п. 4 статьи 5, пп.6 и 7статьи 41). – Противоестественное стремление одновременно к приватизации государственного образования и к «зажиму» образования негосударственного характерно для российского Правительства уже в течение нескольких лет;

- положение, согласно которому средние ставки педагогов в образовании должны быть не ниже средней заработной платы в промышленности (пп. 2, 3, 4 статьи 54). – Заставляет интеллигенцию оставить надежду на нормальную зарплату, по крайней мере, при данном Правительстве и Президенте. И т.д., и т.п., и др., и пр.!

Предложенный Минфином законопроект – это закон-убийца: убийца надежд на социальное государство и достойное будущее страны; с большой вероятностью, убийца в  буквальном смысле слова, ибо уровень суицидов в России один из самых высоких в мире, в т.ч. по причине социальной необеспеченности. Предложения Минфина представляют собой ничто иное, как полный разгром системы социальных гарантий в образовательном законодательстве, созданию которой автор этих строк вместе с депутатами и сотрудниками аппарата четырех российских парламентов посвятил последние 14 лет жизни. Знаю, что остановить разгром способно лишь массовое протестное движение образовательного сообщества и интеллигенции в целом, однако такого движения в стране сегодня нет. Один из товарищей по разработке образовательных законов регулярно повторяет мне: Янцзы руками не остановить! Однако упрямо вспоминаю последнюю мысль Левинсона – героя фадеевского романа «Разгром»: «… нужно было жить и исполнять свои обязанности»…

 

О.Н. Смолин, первый заместитель Председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы четвертого созыва

 

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта