П р о е к т Позиции НПСР по реформе образования в Росии рассмотрен на заседании кабинета министров исполкома НПСР утвержден исполкомом НПСР выносится на обсуждение координационного совета НПСР за высокое качество, народность и мировой престиж отечественного образования! Система образования в России длительное время находится в сложном положении и не в полной мере выполняет присущие ей функции и задачи. В числе наиболее острых проблем современного российского образования: § Отсутствие законодательно закрепленных единых образовательных стандартов, что является грубым невыполнением властью своих конституционных обязанностей. § Нестабильность и значительная неопределенность дидактических и воспитательных, в первую очередь мировоззренческих, социально-политических, нравственных установок образования, его методологии, учебных программ и планов. § Растущее рассогласование конечных результатов функционирования системы образования и потребностей общества и государства, экономики и других сфер жизнедеятельности страны; в числе наиболее ощутимых проявлений этой негативной тенденции: - искаженность и не соответствие реальным потребностям страны структуры специальностей, по которым ведется подготовка в вузах; - система начального и среднего профессионального образования готовит специалистов по устаревшим технологиям, из-за чего их выпускники испытывают проблемы с трудоустройством; - школы и другие общеобразовательные учреждения неоправданно ориентированы в основном на подготовку выпускников исключительно к поступлению в вуз; система профессиональной ориентации школьников неэффективна; мотивация выбора рабочих и других необходимых стране профессий недопустимо принижена; § Расширение платности образования и услуг образовательных учреждений: - Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также право каждого гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование на деле не соблюдаются. - Получение качественного образования, профессиональной подготовки по наиболее престижным и востребованным специальностям становится все более недоступным для большинства народа. - Не выполняется конституционное положение об обязательности основного общего образования. В стране до двух миллионов детей не посещают школу. Вновь появилась массовая неграмотность, ликвидированная в СССР еще в 30-х годах прошлого века. § Сложное, а во многих случаях критическое финансово-экономическое и материально-технические положение государственных и муниципальных образовательных учреждений, и в первую очередь сельских школ: - На протяжении многих лет федеральная власть не выполняет установленные Федеральным законом «Об образовании» нормативы бюджетного финансирования системы образования, регулярно приостанавливает действие соответствующих правовых норм и ведет дело к их отмене. Бюджетное финансирование сферы образования составляет всего 0,7 % валового внутреннего продукта, что крайне недостаточно. Необходимых условий для привлечения инвестиций в сферу образования не создано. - Продолжается деградация материально-технической базы образовательных учреждений. Растет отставание во внедрении в учебный процесс информационных и иных современных технологий, в особенности в школах средних, малых городов и на селе. Пополнение фондов библиотек, в особенности школьных, практически прекращено. - Резко сужается и исчезает учебно-производственная база вузов, техникумов, профтехучилищ, в целом всей системы профессиональной подготовки. Условий для заинтересованного участия хозяйствующих субъектов различных форм собственности, а также государственных, муниципальных, общественных учреждений и организаций в подготовке совместно с учебными заведениями необходимых специалистов не создано. § Подмена формирования справедливых (независимо от социального происхождения и материального положения) систем отбора и поддержки интеллектуального развития подлинно талантливых детей и молодежи, а также эффективной профессиональной ориентации принудительным разделением школьников на «профильные» классы. В этом разделении часто решающее влияние оказывают не способности учащихся, а материально-финансовые возможности их родителей. § Растущее различие в условиях обучения и качестве получаемого образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. § Бедственное материальное положение российских преподавателей и учителей. Их зарплата остается крайне низкой и намного отстает от зарплаты работающих в других сферах и отраслях. Она ни в какой степени не соответствует значимости для общества и государства, сложности и социальной ответственности их труда. Вследствие этого недопустимо низкой является престижность профессии педагога. В составе педагогических кадров страны ощущается острый недостаток молодежи. В структуре профессорско-преподавательского и учительского состава преобладают представители старших возрастов. В составе школьных педагогов сложилась критическая недостаточность мужчин. § Студенческие стипендии остаются низкими и не соответствуют даже официально установленному прожиточному минимуму. Это ставит в крайне тяжелое положение студентов из малообеспеченных семей , препятствует их нормальной учебе и, по существу, делает для них получение образования недоступным. § Несогласованность, а нередко и противоречивость учебников и учебных пособий, в том числе официально рекомендуемых для образовательных учреждений, в особенности по гуманитарным дисциплинам. § Остро ощущается недостаточность учебников и иной учебной литературы, их растущая недоступность для значительной части российских студентов и школьников, в особенности из семей с невысоким уровнем доходов. Патриотические силы оценивают действия властей в сфере образования как антигосударственные и антинародные. Основанием для этого служат: § Навязывание и осуществление правительством бессистемных мероприятий по реформированию образования вопреки негативному общественному мнению, в том числе мнению учительского и преподавательского сообществ. § Фактическая целенаправленная замена традиционной российской системы образования на, западную, преимущественно американизированную систему образования. § Поощряемая государством коммерциализация системы образования. § Создание условий для дальнейшей масштабной и ускоренной приватизации образовательных учреждений, сокращение влияния и непосредственного участия государства в сфере образования. § Свертывание демократизма и народности образования. Формирование элитарного высшего образования, а также наиболее престижной и доходной профессиональной подготовки для избранных. § Сокращение сети образовательных учреждений путем произвольной ликвидации вузов, средних профессиональных образовательных учреждений, расформирования малочисленных сельских школ. § Самоустранение федеральной власти от ответственности за состояние и развитие системы образования, решение его неотложных проблем, перекладывание бремени организации и обеспечения школьного, а также начального и среднего профессионального образования на региональные власти и органы местного самоуправления, не имеющие для этого достаточных финансовых ресурсов. Все это дает основание сделать вывод о том, что научно обоснованной, концептуально стройной, понятной и убедительной, организованной и последовательной, обеспеченной финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами реформы системы образования в стране, по существу, нет. Эксперименты по введению государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), единого государственного экзамена (ЕГЭ), 12-летнего обучения в школе ожидаемых положительных результатов не дают и остаются, по существу, непродуманными и невзаимосвязанными действиями. Патриоты России требуют от Президента РФ и Правительства РФ в корне изменить общий курс и содержание планируемых и проводимых в системе образования перемен. Патриотические силы предлагают: 1. Всецело подчинить образовательную реформу жизненно важным интересам Российского государства и народа. § Направить преобразования на обеспечение общедоступности и высокого качества образования, улучшение его содержания и внедрения новых образовательных технологий, повышения уровня оплаты труда учителей и преподавателей, укрепления финансового положения образовательных учреждений. § Разработку, подготовку и осуществление преобразований в этой сфере вести открыто, с учетом мнения народа и в опоре на консолидированное мнение научного, педагогического сообщества. § Прекратить навязывание стране западной, американизированной системы образования. Обеспечить бережное отношение к существующей системе и отечественному опыту обучения школьников и студентов. Сохранить все, что на протяжении длительного исторического периода обеспечивало подлинно высокое качество, приоритет и общепризнанность в мире отечественного образования, подготовку высококвалифицированных специалистов в различных областях профессиональной деятельности. § Сохранить и усилить гражданскую, патриотическую и гуманистическую направленность и светский характер российского образования, его фундаментальность и практичность. Для этого: - на основе решений специальных общественно-государственных экспертных советов исключить использование в образовательных учреждениях учебной литературы, искажающей историю России, формирующей пренебрежение к духовным ценностям ее народов, национальную и религиозную рознь; - сохранить академические свободы и идейно-политическое многообразие в преподавании гуманитарных наук; - категорически исключить навязывание в образовательных учреждениях религиозного воспитания и преподавания каких бы то ни было вероучений. § Для сохранения единого образовательного пространства законодательно установить государственные образовательные стандарты. § В ближайшие годы ввести в России всеобщее обязательное бесплатное полное среднее и начальное профессиональное образование. § Законодательно запретить сокращение числа бесплатных (бюджетных) учебных мест в образовательных учреждениях. Выработать и осуществить меры по наращиванию количества таких учебных мест в расчете на 10 тысяч населения. § Разработать и осуществить систему мер по повышению общественной престижности профессии учителя, преподавателя. Разработать и законодательно закрепить независимую от органов управления образованием систему государственной аттестации педагогических кадров. 2. Сохранить и закрепить безусловный приоритет влияния и непосредственного участия государства в обеспечении эффективного функционирования сферы образования, укреплении материально-финансового положения образовательных учреждений. Для этого: § Обеспечить соблюдение установленных Федеральным законом «Об образовании» нормативов бюджетного финансирования системы образования. И в частности требований: - о ежегодном выделении финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 % национального дохода и доведении доли расходов на финансирование высшего профессионального не менее чем до 3 % расходов федерального бюджета; - об обеспечении защищенности соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; - о ежеквартальной индексации размеров и нормативов финансирования образовательных учреждений в соответствии с темпами инфляции; - о финансировании за счет средств федерального бюджета обучения в государственных образовательных учреждениях1 высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в России. § В соответствии с этими нормативами обеспечить существенное увеличение государственных расходов на образование. При формировании бюджета на 2004 год предусмотреть расходы на образование на уровне не менее чем 6 % ВВП. § Отказаться от введения ГИФО в качестве основного вида государственного финансирования деятельности средних специальных и высших образовательных учреждений, поскольку: - денежное наполнение ГИФО зависит не от реальной стоимости обучения, а от результатов ЕГЭ; - возможности получить лучшие результаты ЕГЭ (с помощью репетиторства, а также коррупционных коррупционных отношений родителей с учителями и членами экзаменационных комиссий) и учиться бесплатно имеют только городские дети из богатых семей; - семьям с низкими доходами, из сельской местности, средних и малых городов придется доплачивать за обучение детей; - в результате введения ЕГЭ и ГИФО прогнозируется резкое сокращение бесплатных учебных мест в образовательных учреждениях. - ГИФО, таким образом, ведут к усилению неравенства в получении образования, не отвечают интересам большинства народа и не способны удовлетворить растущие потребности сферы образования в финансовых средствах. § Сохранить для государственного сектора сферы образования, а также для муниципальных образовательных учреждений ведущую роль финансирования из федерального и региональных бюджетов в соотношении не менее чем 50 % на 50 %. При этом: - выделять бюджетные средства в виде целевых субвенций регионам на нужды образования, включая зарплату педагогов; - законодательно закрепить обоснованные нормативы финансирования учебных заведений в расчете на 1 обучающегося, а также на коммунальные расходы и иные расходы с учетом региональных и местных особенностей; § Создать условия для привлечения в сферу образования масштабных инвестиций из различных источников и направления их в первую очередь на наращивание и модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, и, прежде всего, на внедрение информационных и иных современных обучающих технологий, пополнение фондов библиотек. В числе этих условий: - восстановить полную финансово-хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений в соответствии с нормами Федерального закона «Об образовании»; - восстановить в полном объеме налоговые льготы для образовательных учреждений всех форм собственности; - освободить образовательные учреждения от уплаты налога на прибыль с доходов, полученных от реализации продукции, произведенной в ходе учебно-производственной деятельности; - установить налоговые льготы на инвестирование в школы, прежде всего сельские. § Создать все необходимые условия для ускоренной информатизации и компьютеризации образования: - предусмотреть целевое выделение бюджетных средств на приобретение государственными и муниципальными образовательными учреждениями компьютеров и другого необходимого оборудования, программного обеспечения, обустройство сетей, их техническое обслуживание, обучение учителей, присоединение к Интернет и пользование его услугами; - установить специальные стимулирующие налоговые и иные льготы на инвестирование в информатизацию и компьютеризацию образования. § В целях укрепления учебно-производственной базы образовательных учреждений и усиления прикладной направленности подготовки специалистов разработать и законодательно закрепить систему мер (налоговых льгот, приоритетного и/или льготного кредитования, бюджетного субсидирования и др.), стимулирующих участие хозяйствующих субъектов и других учреждений и организаций в проведении практических занятий и стажировок учащихся и студентов. § Законодательно урегулировать риски, связанные с введением ГИФО. Обеспечить соответствие их денежного содержания реальной стоимости обучения. Четко определить порядок финансирования обучения граждан, не имеющих права на получение государственных именных финансовых обязательств: выпускников предыдущих лет, а также учащихся из стран СНГ. § Возобновить государственные закупки учебных пособий для обновления основных фондов библиотек в государственных и муниципальных учебных заведениях. § Законодательно закрепить категорический запрет на отключение учреждений образований от электро- и теплоснабжения, а также строгие меры ответственности, вплоть до уголовной, за совершение таких действий. 3. Не допустить массовой приватизации образовательных учреждений и тотальной коммерциализации сферы образования как противоречащих конституционным правам граждан и насущным интересам большинства российского народа. В этих целях: § Отказаться от смены статуса образовательных учреждений на статус организаций, поскольку это: - открывает возможность их банкротства, масштабной и ускоренной приватизации; - прекращает действие законодательно закрепленных для образовательных учреждений и не предусмотренных для организаций отсрочек от военной службы, норм заработной платы и досрочных пенсий для педагогов, норм и прав социальной защиты студентов и аспирантов. § Сохранить в федеральной собственности и на федеральном финансировании все образовательные учреждения, являвшиеся таковыми на 1 января 2003 года. Передачу их в ведение регионов производить только по просьбе региональных властей. § Исключить навязываемый народу переход к платному обучению в школе. Обучение в школе должно оставаться безусловно бесплатным для всех категорий населения. § Законодательно определить исчерпывающий перечень образовательных услуг, которые могут быть предоставлены на условиях полной или частичной оплаты в государственных образовательных учреждениях, и пределы их стоимости. § Создавать условия для снижения платы за обучение в негосударственных образовательных учреждениях. 4. Разработать и осуществлять научно обоснованные подходы к реструктурированию образовательной сферы в стране. Для решения этой задачи: § Прекратить процесс произвольной и хаотичной ликвидации вузов. § Проводить реструктуризацию высшего образования на основе научно обоснованного прогноза потребностей страны в различных специалистах, а также законодательно закрепленных критериев определения эффективности работы образовательных учреждений. § Разработать концепцию и развернуть создание крупных научно-исследовательских образовательных центров на базе ведущих высших учебных заведений страны путем их интеграции со средними и средними специальными образовательными учреждениями, а также научными фондами. § В целях кардинального повышения эффективности системы образования: - законодательно закрепить и обеспечить реализацию системы мер по подготовке специалистов и квалифицированных рабочих на основе государственного и муниципального заказа образовательным учреждениям с соответствующим бюджетным финансированием и гарантированным трудоустройством выпускников, а также на основе гражданско-правовых договоров между хозяйствующими субъектами и образовательными учреждениями; - установить законодательные гарантии первого рабочего места для выпускников образовательных учреждений, в том числе путем квотирования рабочих мест, предоставления преференций компаниям, принимающим на работу молодых специалистов. § Сменить концепцию реструктуризации сельской школы. Не допустить расформирования малокомплектных сельских школ. Сохранить школы и возможности получения качественного образования в каждом селе. Обеспечить оказание сельским школам адресной финансовой помощи. 5. Обеспечить, чтобы образовательная реформа в максимально степени способствовала утверждению в системе образования принципов демократизма, социальной справедливости, полной реализации конституционных прав молодежи на выбор рода деятельности и профессии, получение качественных образования и профессиональной подготовки. В этих целях: § Отказаться от введения ЕГЭ в качестве единственной формы оценки знаний выпускников и абитуриентов, поскольку: - предлагаемые формы и средства ЕГЭ проверяют только память и эрудицию и не способны выявить уровень интеллектуального развития; - не выработано эффективных форм контроля и гарантий справедливости и недопущения коррупции в школах и вузах. Необходимо сохранить возможность параллельного применения традиционных выпускных и приемных экзаменов с правом выпускника и абитуриента на выбор наиболее приемлемой альтернативы. Требуется также существенно скорректировать содержание тестирования и его процедуру. Разрешить ВУЗам проводить одно дополнительное вступительное испытание, дающее возможность оценить мышление и творческие способности абитуриента. § Сохранить и наращивать меры государственной поддержки для сирот, инвалидов, детей из малообеспеченных семей, а также из сельской местности. § Сохранить возможности льготного поступления и обучения в ВУЗах для детей-сирот, инвалидов, лиц, отмеченных государственными наградами и получивших ранения при выполнении воинского долга, защите государственной и общественной безопасности, поддержании законности и правопорядка, а также для целевых наборов детей из сельской местности. В этих целях: - законодательно закрепить для этих категорий квотирование мест в образовательных учреждениях, предоставление социальных образовательных кредитов, выделение специальных стипендий; - законодательно установить полное государственное обеспечение инвалидов в период обучения, закрепить специальные нормативы финансирования специальных образовательных учреждений, а также условия интегрированного обучения § Установить льготные условия поступления в вузы для победителей массовых муниципальных, региональных и общероссийских олимпиад. В перспективе превратить массовые олимпиады в один из главных механизмов отбора студентов в ведущие вузы, другие наиболее популярные образовательные учреждения. § Отказаться от ведения 12-летнего обучения в средней школе как не отвечающего интересам большинства россиян, поскольку: - требуются дополнительные затраты бюджетных средств, которые в обозримом будущем целесообразнее направить на ремонт школ, питание детей, учебники и другие действительно неотложные нужды; - семьи с низкими доходами не могут позволить себе учить детей в школе лишний год; таким образом, будет усиливаться неравенство в получении полного среднего образования; - против введения 12-летнего обучения выступает 70-90 процентов старшеклассников и педагогов. § Отказаться от принудительного разделения детей на «профильные» классы. Разработать и ввести механизмы профессиональной ориентации в старшей школе на основе свободного выбора учащихся и системного взаимодействия школ с вузами, начальными и средними профессиональными образовательными учреждениями, а также промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями. 6. Принять действенные меры к укреплению социального и материального положения, уровня жизни учителей и преподавателей , а также студенчества. § Обеспечить быстрейшее повышение зарплаты учителей и преподавателей государственных и муниципальных образовательных учреждений до уровня не менее среднего по промышленности. § В ближайшее время законодательно привести статус педагогов государственных образовательных учреждений по уровню оплаты труда и социальных гарантий в соответствие со статусом государственных служащих. § Разработать и осуществить систему мер по стимулированию притока и закреплению в педагогической профессии, в особенности в школьном учительстве юношей, и, прежде всего, в сельских школах. В числе этих мер предусмотреть отсрочку от призыва на военную службу для молодых людей на период их работы школьным учителем. § Обеспечить повышение минимальных студенческих стипендий до уровня, соответствующего прожиточному минимуму в соответствующем регионе страны. Установить, чтобы академические стипендии получали все студенты, имеющие средний балл успеваемости не ниже «хорошо», а минимальную – остальные, успевающие в учебе не ниже, чем на «удовлетворительно». 7. Создать условия для всесторонней и эффективной поддержки образования средствами массовой информации и книгоиздательством. В этих целях: § законодательно закрепить для государственных и муниципальных средств массовой информации квоты в эфирном времени и объеме публикаций для образовательных программ и материалов; § ввести налоговые льготы для всех средств массовой информации, стимулирующие расширение образовательных программ и публикаций, издания современной учебной литературы. Патриотические силы поддерживают отношение к образованию как к одному из важнейших стратегических ресурсов России, единственной и незаменимой отрасли, создающей главный – человеческий потенциал прогрессивного экономического, культурного, социального и политического развития страны .
|