SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

П р о е к т

Позиции  НПСР

по реформе образования в Росии

рассмотрен на заседании кабинета министров исполкома НПСР

утвержден исполкомом НПСР

выносится на обсуждение координационного совета НПСР

за высокое качество, народность и мировой престиж

отечественного образования!

 

Система образования в России длительное время находится в сложном положении и не в полной мере выполняет присущие ей функции и задачи. В числе наиболее острых проблем современного российского образования:

§      Отсутствие законодательно закрепленных единых образовательных стандартов, что является грубым невыполнением властью своих конституционных обязанностей.

§      Нестабильность и значительная неопределенность дидактических и воспитательных, в первую очередь мировоззренческих, социально-политических, нравственных установок образования, его методологии, учебных программ и планов.

§      Растущее рассогласование конечных результатов функционирования системы образования и потребностей общества и государства, экономики и других сфер жизнедеятельности страны; в числе наиболее ощутимых проявлений этой негативной тенденции:

-       искаженность и  не соответствие реальным потребностям страны структуры специальностей, по которым ведется  подготовка в вузах;

-       система начального и среднего профессионального образования готовит специалистов по устаревшим технологиям, из-за чего их выпускники испытывают проблемы с трудоустройством;

-       школы и другие общеобразовательные учреждения неоправданно ориентированы в основном на подготовку выпускников исключительно к поступлению в вуз; система профессиональной ориентации школьников  неэффективна; мотивация выбора рабочих  и других необходимых стране профессий недопустимо принижена;

§      Расширение платности образования и услуг образовательных учреждений:

-       Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также право каждого гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование на деле не соблюдаются.

-       Получение качественного образования, профессиональной подготовки по наиболее престижным и востребованным специальностям становится все более недоступным для большинства народа.

-       Не выполняется конституционное положение об обязательности основного общего образования. В стране до двух миллионов детей не посещают школу. Вновь появилась массовая неграмотность, ликвидированная в СССР еще в 30-х годах прошлого века.

§      Сложное, а во многих случаях критическое финансово-экономическое и материально-технические положение государственных и муниципальных образовательных учреждений, и в первую очередь сельских школ:

-       На протяжении многих лет федеральная власть не выполняет установленные Федеральным законом «Об образовании»  нормативы бюджетного финансирования системы образования, регулярно приостанавливает действие соответствующих правовых норм и ведет дело к их отмене. Бюджетное финансирование сферы образования составляет всего 0,7 % валового внутреннего продукта, что крайне недостаточно. Необходимых условий для привлечения инвестиций в сферу образования не создано.

 

-       Продолжается деградация материально-технической базы образовательных учреждений. Растет отставание во внедрении в учебный процесс информационных и иных современных технологий, в особенности в школах средних, малых городов и на селе. Пополнение фондов библиотек, в особенности школьных, практически прекращено.

-       Резко сужается и исчезает учебно-производственная база вузов, техникумов, профтехучилищ, в целом всей системы профессиональной подготовки. Условий для заинтересованного участия хозяйствующих субъектов различных форм собственности, а также государственных, муниципальных, общественных учреждений и организаций в подготовке совместно с учебными заведениями необходимых специалистов не создано.

§      Подмена формирования справедливых (независимо от социального происхождения и материального положения) систем отбора  и поддержки интеллектуального развития подлинно талантливых детей и молодежи, а также эффективной профессиональной ориентации принудительным разделением школьников на «профильные» классы. В этом разделении часто решающее влияние оказывают не способности учащихся, а материально-финансовые возможности их родителей.

§      Растущее различие в условиях обучения и качестве получаемого образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях.

§      Бедственное материальное положение российских преподавателей и учителей. Их зарплата остается крайне низкой и намного отстает от зарплаты работающих в других сферах и отраслях. Она ни в какой степени не соответствует значимости для общества и государства, сложности и социальной ответственности их труда.

Вследствие этого  недопустимо низкой является престижность профессии педагога. В составе педагогических кадров страны ощущается острый недостаток молодежи. В структуре профессорско-преподавательского и учительского состава преобладают представители старших возрастов. В составе школьных педагогов  сложилась критическая недостаточность мужчин.

§      Студенческие стипендии остаются низкими и не соответствуют даже официально установленному прожиточному минимуму. Это ставит в крайне тяжелое положение студентов из малообеспеченных семей , препятствует их нормальной учебе и, по существу, делает для них получение образования недоступным.

§      Несогласованность, а нередко и противоречивость учебников и учебных пособий, в том числе официально рекомендуемых для образовательных учреждений, в особенности по гуманитарным дисциплинам.

§      Остро ощущается недостаточность учебников и иной учебной литературы, их растущая недоступность для значительной части российских студентов и школьников, в особенности из семей с невысоким уровнем доходов.

Патриотические силы оценивают действия властей в сфере образования как антигосударственные и антинародные. Основанием для этого служат:

§      Навязывание и осуществление правительством  бессистемных мероприятий по реформированию образования вопреки негативному общественному мнению, в том числе мнению учительского и преподавательского сообществ.

§      Фактическая целенаправленная замена традиционной российской системы образования на, западную, преимущественно американизированную систему образования.

§      Поощряемая государством коммерциализация системы образования.

§      Создание условий для дальнейшей масштабной и ускоренной  приватизации образовательных учреждений, сокращение влияния и непосредственного участия государства в сфере образования.

§      Свертывание демократизма и народности образования. Формирование элитарного высшего образования, а также наиболее престижной и доходной профессиональной подготовки для избранных.

§      Сокращение сети образовательных учреждений путем произвольной ликвидации вузов, средних профессиональных образовательных учреждений, расформирования малочисленных сельских школ.

§      Самоустранение федеральной власти от ответственности за состояние и развитие системы образования, решение его неотложных проблем, перекладывание бремени организации и обеспечения школьного, а также начального и среднего профессионального образования на региональные власти  и органы местного самоуправления, не имеющие для этого достаточных финансовых ресурсов.

Все это дает основание сделать вывод о том, что  научно обоснованной, концептуально стройной, понятной и убедительной,  организованной и последовательной, обеспеченной финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами  реформы системы образования в стране, по существу, нет. Эксперименты по введению государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), единого государственного экзамена (ЕГЭ), 12-летнего обучения в школе ожидаемых положительных результатов не дают и остаются, по существу, непродуманными и  невзаимосвязанными действиями.

Патриоты России требуют от Президента РФ и Правительства РФ в корне изменить общий курс и содержание  планируемых и проводимых в системе образования перемен. Патриотические силы предлагают:

1. Всецело подчинить образовательную реформу жизненно важным интересам Российского государства и народа.

 

§      Направить преобразования на обеспечение общедоступности и высокого качества образования, улучшение его содержания и внедрения новых образовательных технологий, повышения уровня оплаты труда учителей и преподавателей, укрепления финансового положения образовательных учреждений.

§      Разработку, подготовку и осуществление преобразований в этой сфере вести открыто, с учетом мнения народа и в опоре на консолидированное мнение  научного, педагогического   сообщества.

§      Прекратить навязывание стране западной, американизированной системы образования. Обеспечить бережное отношение к существующей системе и отечественному опыту обучения школьников и студентов. Сохранить все, что на протяжении длительного исторического периода обеспечивало подлинно высокое качество, приоритет и общепризнанность в мире отечественного образования, подготовку высококвалифицированных специалистов в различных областях профессиональной деятельности.

§      Сохранить и усилить гражданскую, патриотическую и гуманистическую  направленность и светский характер российского образования, его фундаментальность и практичность. Для этого:

-       на основе решений специальных общественно-государственных экспертных советов исключить использование в образовательных учреждениях учебной литературы, искажающей историю России, формирующей пренебрежение к духовным ценностям ее народов, национальную и религиозную рознь;

-       сохранить академические свободы и идейно-политическое многообразие в преподавании гуманитарных наук;

-       категорически исключить навязывание в образовательных учреждениях религиозного воспитания и преподавания каких бы то ни было вероучений.

§      Для сохранения единого образовательного пространства законодательно установить государственные образовательные стандарты.

§      В ближайшие годы ввести в России всеобщее обязательное бесплатное полное среднее и начальное профессиональное образование.

§      Законодательно запретить сокращение числа бесплатных (бюджетных) учебных мест в образовательных учреждениях. Выработать и осуществить меры по наращиванию количества таких учебных мест в расчете на 10 тысяч населения.

§      Разработать и осуществить систему мер по повышению общественной престижности профессии учителя, преподавателя. Разработать и законодательно закрепить независимую от органов управления образованием систему государственной аттестации педагогических кадров.

2. Сохранить и закрепить безусловный приоритет влияния и непосредственного участия государства в обеспечении эффективного функционирования сферы образования, укреплении материально-финансового положения образовательных учреждений.  Для этого:

§      Обеспечить соблюдение установленных Федеральным законом «Об образовании» нормативов бюджетного финансирования системы образования. И в частности требований:

-       о ежегодном выделении финансовых средств на нужды образования в размере не менее  10 % национального дохода и доведении доли расходов на финансирование высшего профессионального не менее  чем до 3 % расходов федерального бюджета;

-       об обеспечении защищенности соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

-       о ежеквартальной индексации размеров и нормативов финансирования образовательных учреждений в соответствии с темпами инфляции;

-       о финансировании за счет средств федерального бюджета обучения в государственных образовательных учреждениях1 высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10  тысяч человек, проживающих в России.

§      В соответствии с этими нормативами обеспечить существенное увеличение государственных расходов на образование. При формировании бюджета на 2004 год предусмотреть расходы на образование  на уровне не менее чем  6 % ВВП.

§      Отказаться от введения ГИФО в качестве  основного вида государственного финансирования деятельности средних специальных и высших образовательных учреждений,  поскольку:

-       денежное наполнение ГИФО зависит не от реальной стоимости обучения, а от результатов ЕГЭ;

-       возможности получить лучшие результаты ЕГЭ (с помощью репетиторства, а также коррупционных коррупционных отношений родителей с учителями и членами экзаменационных комиссий) и учиться бесплатно имеют только городские дети из богатых семей;

-       семьям с низкими  доходами, из сельской местности, средних и малых городов придется доплачивать за обучение детей;

-       в результате введения ЕГЭ и ГИФО прогнозируется резкое сокращение бесплатных учебных мест в образовательных учреждениях.

-       ГИФО, таким образом, ведут к усилению неравенства в получении образования, не отвечают интересам большинства народа и не способны удовлетворить растущие потребности сферы образования в финансовых средствах.

§      Сохранить для государственного сектора сферы образования, а также для муниципальных образовательных учреждений ведущую роль финансирования из федерального и региональных бюджетов в соотношении не менее чем 50 % на 50 %.  При этом:

-       выделять бюджетные средства в виде целевых субвенций регионам на нужды образования, включая зарплату педагогов;

-       законодательно закрепить обоснованные нормативы финансирования учебных заведений в расчете на 1 обучающегося, а также на коммунальные расходы и иные расходы с учетом региональных и местных особенностей;

§      Создать условия для привлечения в сферу образования масштабных инвестиций из различных источников и направления их в первую очередь на наращивание и модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, и, прежде всего, на внедрение информационных и иных современных обучающих технологий, пополнение фондов библиотек. В числе этих условий:

-       восстановить полную финансово-хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений в соответствии с нормами Федерального закона «Об образовании»;

-       восстановить в полном объеме налоговые льготы для образовательных учреждений всех форм собственности;

-       освободить образовательные учреждения от уплаты налога на прибыль с доходов, полученных от реализации продукции, произведенной в ходе учебно-производственной деятельности;

-       установить налоговые льготы на инвестирование в школы, прежде всего сельские.

§      Создать все необходимые условия для ускоренной информатизации и компьютеризации образования:

-       предусмотреть целевое выделение бюджетных средств на приобретение государственными и муниципальными образовательными учреждениями  компьютеров и другого необходимого оборудования, программного обеспечения, обустройство сетей, их техническое обслуживание, обучение учителей, присоединение к Интернет и пользование его услугами;

-       установить  специальные стимулирующие налоговые и иные льготы на инвестирование в информатизацию и компьютеризацию образования.

§      В целях укрепления учебно-производственной базы образовательных учреждений и усиления прикладной направленности подготовки специалистов разработать и законодательно закрепить систему мер (налоговых льгот, приоритетного и/или льготного кредитования, бюджетного субсидирования и др.), стимулирующих участие хозяйствующих субъектов и других учреждений и организаций в проведении практических занятий и стажировок учащихся и студентов.

§      Законодательно урегулировать риски, связанные с введением ГИФО. Обеспечить соответствие их денежного содержания реальной стоимости обучения. Четко определить порядок финансирования обучения граждан, не имеющих права на получение государственных именных финансовых обязательств: выпускников предыдущих лет, а  также учащихся из стран СНГ.

§      Возобновить государственные закупки учебных пособий для обновления основных фондов библиотек в государственных и муниципальных учебных заведениях.

§      Законодательно закрепить  категорический запрет на отключение учреждений образований от электро- и теплоснабжения, а также строгие меры ответственности, вплоть до уголовной, за совершение таких действий.

3. Не допустить массовой приватизации образовательных учреждений и тотальной коммерциализации сферы образования как противоречащих конституционным правам граждан и насущным интересам большинства российского народа. В этих целях:

§      Отказаться от смены статуса образовательных учреждений на  статус организаций, поскольку это:

-       открывает возможность их банкротства, масштабной и ускоренной приватизации;

-       прекращает действие законодательно закрепленных для образовательных учреждений и не предусмотренных для организаций отсрочек от военной службы, норм заработной платы и досрочных пенсий для педагогов, норм и прав социальной защиты студентов и аспирантов.

§      Сохранить в федеральной собственности и на федеральном финансировании все образовательные учреждения, являвшиеся таковыми на 1 января 2003 года. Передачу их в ведение регионов производить только по просьбе региональных властей.

§      Исключить навязываемый народу переход к платному обучению в школе. Обучение в школе должно оставаться безусловно бесплатным для всех категорий населения.

§      Законодательно определить исчерпывающий перечень образовательных услуг, которые могут быть предоставлены на условиях полной или частичной оплаты в государственных образовательных учреждениях, и пределы их стоимости.

§      Создавать условия для снижения платы за обучение в негосударственных образовательных учреждениях.

4. Разработать и осуществлять научно обоснованные подходы к реструктурированию образовательной сферы в стране. Для решения этой задачи:

§      Прекратить процесс произвольной и хаотичной ликвидации вузов.

§      Проводить реструктуризацию высшего образования на основе научно обоснованного прогноза потребностей страны в различных специалистах, а также законодательно закрепленных критериев определения эффективности работы  образовательных учреждений.

§      Разработать концепцию и развернуть создание крупных научно-исследовательских образовательных центров на базе ведущих высших учебных заведений страны путем их интеграции со средними и средними специальными образовательными учреждениями, а также научными фондами.

§      В целях кардинального повышения эффективности системы образования:

-       законодательно закрепить и обеспечить реализацию системы мер по подготовке  специалистов и квалифицированных рабочих на основе государственного и муниципального заказа образовательным учреждениям с соответствующим бюджетным финансированием и гарантированным трудоустройством  выпускников, а также на основе гражданско-правовых договоров между хозяйствующими субъектами и образовательными учреждениями;

-       установить законодательные гарантии первого рабочего места для выпускников образовательных учреждений, в том числе путем квотирования рабочих мест, предоставления преференций компаниям, принимающим на работу молодых специалистов.

§      Сменить концепцию реструктуризации сельской школы. Не допустить расформирования малокомплектных сельских школ.  Сохранить школы и возможности получения качественного образования в каждом селе. Обеспечить оказание сельским школам адресной финансовой помощи.

5. Обеспечить, чтобы образовательная реформа в максимально степени способствовала утверждению в системе образования принципов демократизма, социальной справедливости, полной реализации конституционных прав молодежи на выбор рода деятельности  и профессии, получение  качественных образования и профессиональной подготовки. В этих целях:

§      Отказаться от введения ЕГЭ в качестве единственной формы оценки знаний выпускников и абитуриентов, поскольку:

-       предлагаемые формы и средства ЕГЭ  проверяют только память и эрудицию и не способны выявить уровень интеллектуального развития;

-       не выработано эффективных форм контроля и гарантий справедливости и недопущения коррупции в школах и вузах.

Необходимо  сохранить возможность параллельного применения традиционных выпускных и приемных экзаменов с правом выпускника и абитуриента на выбор наиболее приемлемой альтернативы.

Требуется также существенно скорректировать содержание тестирования и его процедуру. Разрешить ВУЗам проводить одно дополнительное вступительное испытание, дающее возможность оценить мышление и творческие способности абитуриента.

§      Сохранить и наращивать меры государственной поддержки для сирот, инвалидов, детей из малообеспеченных семей, а также из сельской местности.

§      Сохранить возможности льготного поступления  и обучения в ВУЗах для детей-сирот, инвалидов, лиц, отмеченных государственными наградами и получивших ранения при выполнении воинского долга, защите государственной и общественной безопасности, поддержании законности и правопорядка, а также для целевых наборов детей из сельской местности. В этих целях:

-       законодательно закрепить для этих категорий квотирование мест в образовательных учреждениях, предоставление социальных образовательных кредитов, выделение специальных стипендий;

-       законодательно установить полное государственное обеспечение инвалидов в период обучения, закрепить специальные нормативы финансирования специальных образовательных учреждений, а также условия интегрированного обучения

§      Установить льготные условия поступления в вузы для победителей  массовых муниципальных, региональных и общероссийских олимпиад. В перспективе превратить  массовые олимпиады в один из главных механизмов отбора студентов в ведущие вузы, другие наиболее популярные образовательные учреждения.

§      Отказаться от ведения 12-летнего обучения в средней школе как не отвечающего интересам большинства россиян, поскольку:

-       требуются дополнительные затраты бюджетных средств, которые в обозримом будущем целесообразнее направить на ремонт школ, питание детей, учебники и другие действительно неотложные нужды;

-       семьи с низкими доходами не могут позволить себе учить детей в школе лишний год; таким образом, будет усиливаться неравенство в получении полного среднего образования;

-       против введения 12-летнего обучения выступает 70-90 процентов старшеклассников и педагогов.

§      Отказаться от принудительного разделения детей на «профильные» классы. Разработать и ввести механизмы профессиональной ориентации в старшей школе на основе свободного выбора учащихся и системного взаимодействия школ с вузами, начальными и средними профессиональными образовательными учреждениями, а также промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями.

6. Принять действенные меры к укреплению социального и материального положения, уровня жизни учителей и преподавателей , а также студенчества.

 

§      Обеспечить быстрейшее повышение зарплаты учителей и преподавателей государственных и муниципальных образовательных учреждений до уровня не менее среднего по промышленности.

§      В ближайшее время законодательно привести статус педагогов государственных образовательных учреждений по уровню оплаты труда и социальных гарантий в соответствие со статусом государственных служащих.

§      Разработать и осуществить систему мер по стимулированию притока и закреплению в педагогической профессии, в особенности в школьном учительстве юношей, и, прежде всего, в сельских школах. В числе этих мер предусмотреть отсрочку от призыва на военную службу для молодых людей на период их работы школьным учителем.

§      Обеспечить повышение минимальных студенческих стипендий до уровня, соответствующего прожиточному минимуму в соответствующем регионе страны. Установить, чтобы академические стипендии получали все студенты, имеющие средний балл успеваемости не ниже «хорошо», а минимальную – остальные, успевающие в учебе не ниже, чем на «удовлетворительно».

7. Создать условия для всесторонней и эффективной поддержки образования средствами массовой информации и книгоиздательством. В этих целях:

§      законодательно закрепить для государственных и муниципальных средств массовой информации квоты в эфирном времени и  объеме публикаций для образовательных программ и материалов;

§      ввести налоговые льготы для всех средств массовой информации, стимулирующие расширение образовательных программ и публикаций, издания современной учебной литературы.

Патриотические силы поддерживают отношение к образованию как к одному из важнейших стратегических ресурсов России, единственной и незаменимой отрасли, создающей главный – человеческий потенциал прогрессивного экономического, культурного, социального и политического развития страны .

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта