Александр Бялко:
Бультерьеры бывшими не бывают
Александр Бялко, человек, известный всей стране по телевизионной игре «Что? Где? Когда», кроме того, еще и ученый – физик, бизнесмен, член экспертной комиссии конкурса российских инноваций. Поэтому наша беседа была посвящена проблемам сегодняшнего состояния отечественной науки и ее взаимоотношений с бизнесом.
- Александр Андреевич, Вы занимаетесь и интеллектуальным трудом, и бизнесом. Поэтому мой первый вопрос: как должны сочетаться и как сочетаются у нас сегодня бизнес и интеллект.
Я помню фирмы начала 90-х, где не было даже грузчиков без ученой степени.
- Это да. Но постепенно все меняется. И грузчики меняются.
Я и сегодня вижу много людей, которые, будучи кандидатами и докторами наук, занимаются бизнесом, не имеющим никакого отношения к их специальности. Но ведь само научное сообщество неоднородно. Я помню письмо Эйнштейна Шредингеру, где он дает свою классификацию ученого сообщества: «Есть ученые – спортсмены, для которых наука – это спорт (как сказали бы сейчас, «высоких достижений»). Есть ученые – карьеристы, есть те, кто просто зарабатывает деньги, есть те, кто удовлетворяет свое любопытство. И есть, как мы с тобой, те, для кого наука – это жизнь».
Это же было и у нас. И вот развалился Советский Союз, рухнула вся его научная система. Естественно «карьеристы» пошли делать карьеру в другом месте. Те, кто искал заработка тоже ушли из науки туда, где этот заработок есть. Спрашивается: кто остался? Ответ, по-моему, ясен: в науке остались те, кто не может заниматься ничем иным.
Что же касается тех, кто пошел работать грузчиками или продавцами, то на Западе тоже очень много невостребованных гуманитариев, которые тоже в основном устраиваются продавцами, маркетологами и так далее. То есть те, кто понимает, что человеку надо. Это именно так, и в этом нет ничего удивительного.
- Но ведь не все выбирают этот путь. И у нас, и на Западе.
- Мы опять возвращаемся к тому, что все ученые разные. Причем люди, которые долбят гранит науки, тоже разделяются по типажам. Есть эрудиты, которые много знают обо всем. Есть, как я их называю, «забойшики» (не знаю, есть ли вообще такой термин). Это те, кто нашел свою нишу и долбит там бесконечно долго. Пока сил хватает, они в своем узеньком секторе работают. Есть «генераторы идей». Есть руководители, координаторы науки.
И вот все рушится, и все они остаются на улице. Некоторые умеют делать только одно свое дело и больше ничего. Другие наоборот имеют очень широкий охват и, грубо говоря, знают, где что плохо лежит. Я имею в виду, знают, какой бизнес можно продвинуть. А те, кто был координатором, нашли себя как менеджеры, руководители каких-то крупных фирм. Если они были толковыми организаторами, то они нашли себе дело.
Недавно мы с мэром Троицка Виктором Сидневым беседовали с местным ученым сообществом. Там надо было заполнить анкету, и Сиднев написал, что он бывший ученый, а сейчас – мэр города. И один из присутствующих зачеркнул ему слово «бывший» и сказал: «Ученый – это порода. Не бывает бывших бультерьеров».
- Безусловно, но есть хозяева, которые держат их за болонок.
- Все бывает. Но нестабильный период сейчас проходит. Происходит некое успокоение, и грузчиков с кандидатской степенью (а я встречал на одном складе картину, когда все грузчики были с кандидатскими степенями), уже не найдешь. Продавцов с высшим образованием тоже становится все меньше. Все становится на свои места. Великие потрясения вызвали огромные волны и колебания всего на свете, но и эти волны постепенно сходят на нет.
Недавно ко мне обратился человек из Германии: «Нужен хороший программист». Лет пять-десять назад у нас была пропасть хороших программистов. Сейчас не найдешь ни одного: все заняты, все что-то делают. И Германия им не очень нужна, они и здесь нашли себе дело, их труд востребован, у них хорошие зарплаты. Так что все меняется, и надо понимать, что страна у нас уже другая.
Да. По крайней мере, с не меньшими. Напор должен быть тот же, или даже больше. И профессионализм менеджеров должен быть достаточно высок.
Я встречал много ученых, замечательных изобретателей, которые сидят и ждут, что к ним придет, скажем, «Хонда» и выложит огромные деньги за их замечательные изобретения. Но, хотя эти изобретения «Хонде» нужны позарез, она не придет. Надо прийти к ней, надо уговаривать убалтывать. Надо заключать грамотные контракты, чтобы потом не остаться на бобах, и так далее.
Никто не придет с чемоданом денег: забирай и иди. Все гораздо сложнее, и надо учиться профессионально представлять изобретения. Это должно быть профессией, и, как любой профессии, этому надо учиться, надо овладевать секретами профессии. Так что сложностей хватает.
Я считаю, что те, кто говорит про утечку мозгов и подобные вещи, могут провести простой эксперимент: налить стакан воды и засунуть туда палец. Потом надо вынуть палец и посмотреть: какая образовалась дырка. На самом деле, не бывает незаменимых.
На смену им придут другие?
Мгновенно. Эта ниша тут же заполняется другими людьми, которые, может быть, не хуже. И таких примеров масса.
Правда, с наукой у нас сейчас случай как раз отвратительный. Осталось все замшелое руководство, а разбежались молодые таланты.
- Хорошо, но если бы молодые таланты остались, они могли бы продолжать научные изыскания и переводить их в бизнес-проекты?
- Благостное пожелание переводить науку в бизнес сопряжено с одним условием: должна быть целая прослойка людей – менеджеров науки. Они должны понимать и в науке, и в производстве, и в маркетинге. Но они еще не выросли, у нас их просто нет.
Причем западные специалисты нам не годятся: уже есть у нас опыт, когда на огромные деньги сюда приглашались менеджеры такого профиля из развитых стран. Они ничего не понимают в том, что у нас происходит: все, чему учит западный опыт, здесь абсолютно не работает.
- То есть в условиях нашей действительности надо растить своих специалистов?
- Да, они должны вырасти здесь. И некоторые компании этим уже активно занимаются. Во многих крупных российских компаниях уже есть инновационные отделы, где растят молодых очень талантливых людей. И эта система развивается, есть уже Всероссийский союз по профессиональному обучению. Там поддерживают обучение новым профессиям, устраивают стажировку на Западе.
-Надо сказать, что сейчас министерство науки и образования вообще заявило, мол, надо готовить в институтах людей именно под потребности бизнеса.
- Я знаю. Декларировать подобные идеи, это – красиво и хорошо. Но дело в том, что именно они возьмут за образец.
Например, нынешний министр, Андрей Фурсенко, входил в наш совет по инновациям. Я общался с ним и могу сказать, что это очень разумный человек, понимающий многие проблемы и развития науки, и образования. И я думаю, он понимает, что делает. Ведь если мы начнем копировать, допустим, американскую систему образования, то это во многом система оболванивания. Мы потеряем то, что имеем сейчас, и не приобретем взамен ничего нового. Надо, во что бы то ни стало, сохранить те достижения, которые есть в нашей системе образования. Может быть, они в современной предпринимательской жизни и не очень-то нужны, но для обучения бизнес-профессии надо открывать отдельные бизнес школы во всех экономических вузах. Надо учить работать в бизнесе, учить, может быть, не по учебникам, а на практике. Все это сложно, но возможно. Тем более, что у нас страна очень богата талантливыми людьми.
Беседовал Владимир Володин