SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

Сергей Генин, завуч «Российской международной школы». 4 апреля 2004г.

У частных школ свои проблемы

Что такое отечественные частные школы? Как они существуют? Почему люди выкладывают совсем немалые деньги за образование своих детей именно в частных учебных заведениях?

С Сергеем Павловичем Гениным, ныне завучем «Российской международной школы», автор этих строк знаком почти тридцать лет. В начале 90-х мы вместе работали в одной из первых частных школ столицы. Поэтому, когда речь зашла об интервью по проблемам частного среднего образования, вопроса, к кому обратиться, не стояло.

 

- Сергей, что изменилось с тех пор, как мы работали в частной школе?

- Ситуация изменилась очень заметно. Если взять школу, в которой мы с тобой начинали, тогда она называлась «Линия», а теперь – «Линия – плюс», то Людмила Николаевна Позняк, которую ты знаешь и которая уже довольно давно взяла там бразды правления в свои руки, сначала взяла в аренду детский сад, теперь это помещение у нее уже в собственности, и она уже взяла второе помещение, через дорогу от первого.

См. по теме также сатью в МК от 30 марта Детки пойдут за бабки

- С чего такая прибыль? Я помню, как основатель школы Виктор Дзодзиев в основном вкладывал в школу средства, заработанные поставкой в Россию импортных сигарет и другими видами своего бизнеса. А учились в школе его дети, а также дети его друзей и деловых партнеров.

- Виктор вообще организовал школу для своих детей. Сейчас совсем другое дело. Во-первых, плата за обучение поднялась достаточно существенно. Самая обычная московская частная школа, не загородная, предоставляет стандартный набор образовательных услуг в соответствии с государственным стандартом, и на это накладывает еще какой-то свой школьный компонент, чаще всего выражающийся в иностранных языках, каких-то развивающих занятиях и обязательно какой-то спорте (желательно, чтобы школа обладала своим спортивным залом, своим бассейном и так далее). В такой приличной частной школе обучение стоит минимум 800 долларов в месяц.

- Прости, но обучение в приличном частном институте стоит сейчас 1100 евро в год.

- Правильно. А здесь – минимум 800 долларов в месяц. При этом дети обеспечиваются трех, а то и четырехразовым питанием. Это – школы полного дня – с 9-ти до 6-ти, а то и до 7-ми. Отдельная статья дохода, причем немалая – это транспорт. Обычно такие школы предоставляют транспортные услуги: забирают утром детей вместе с охраной, вечером по окончании занятий их развозят по домам.

- И за это – отдельная плата?

- Это дает возможность поднять плату, поскольку ясно: транспорт, его содержание, бензин. Но совершенно ясно также, что в этих случаях оплата может доходить и до 900 долларов в самых престижных школах.

- Хорошо. Частные школы берут очень большие деньги, но люди продолжают отдавать туда детей. В свое время их привлекательность определялась просто: у них была более-менее оригинальная программа, они давали больше знаний, поскольку были дополнительные предметы. И при этом классы были гораздо меньше…

- Небольшое наполнение.

- Да, небольшая наполняемость классов, где, в общем, каждому ученику можно было уделить больше внимания, чем в обыкновенной школе.

- Это сохранилось.

- То есть это и сейчас – козыри?

- Сейчас если это и козыри, то уже шестерки и семерки. В принципе это можно сейчас найти и в хорошо организованных муниципальных школах, имеющих дополнительное финансирование. Например, в Южном округе есть школа, которая уже несколько лет занимается очень модным направлением – так называемыми сберегающими здоровье технологиями. Они разработали специальную программу, получили под это грант. И в этой школе (такое трудно даже представить) есть практически собственная поликлиника. С набором врачей – специалистов, с кабинетами всякого рода. У них даже оборудована своя подземная пещера для приема кислородных ванн. И все это – обычная городская школа. Так что у нас сейчас и такие есть.

- А чем тогда притягивают частные школы?

- Частные школы притягивают, во-первых, тем, что в них гарантировано собирается некая корпоративная публика. Родители ценят то, что их дети общаются с равными себе, с представителями своего круга. Здесь исключены случайные контакты непонятно с кем.

Большое значение имеет также проблема безопасности. Хотя сейчас во всех школах сидит охранник, какой-нибудь дед в камуфляже, но это – пародия на охрану. А в лучших частных школах охрана организована достаточно серьезно. Даже если она организована недостаточно серьезно, сам по себе вид охранников в форме, с рациями, уже настраивает родителей на определенный лад. Тем более, что проблема безопасности сейчас очень актуальна и сама по себе, и потому, что нередко возникает необходимость детей прятать, скрывать их по каким-то причинам. Иногда родители прячут их друг от друга. Иногда боятся, что их в заложники возьмут. Поэтому гарантировано, что территория частной школы охраняется. И это тоже привлекает.

Плюс, конечно, большой набор разнообразных дополнительных услуг, которые муниципальная школа не может оказать, какой бы хорошей она ни была. Есть учебно-воспитательный комплекс в Царицыно, там знаменитый директор Радчевский. Это известная в Москве школа, известный директор. У них есть своя загородная, опытная пока площадка. Но он не в состоянии выполнять пожелания родителей. А в частных школах, где берутся деньги, если хотят дети заниматься, например, японским фехтованием на деревянных мечах, ради Бога, можно и это организовать. Здесь выполняются многие прихоти. Идея-фикс родителей – хотят, чтобы ребенок непременно занимался вот этим. Это вполне возможно реализовать в условиях частной школы. И это тоже привлекает.

- Но как, например, отличить хорошую частную школу от плохой, надежную от ненадежной, когда решается вопрос, куда же отдать учиться свое чадо?

- Первый реальный критерий – наличие или отсутствие собственного помещения. Если школа функционирует в арендованном помещении, это одно: понятно, что в любой момент ее оттуда могут выкинуть. Если она имеет договор аренды на 49 лет с последующим правом выкупа, то это другое дело. Если здание находится вообще в собственности, да и земля под ним в долгосрочной аренде – это самый надежный вариант.

Второе – наличие так называемой государственной аккредитации. Именно она дает право выдавать документы государственного образца. Это, естественно, тоже является свидетельством надежности, солидности школы. А если школа дважды прошла государственную аккредитацию, дающуюся на 5 лет, то это лишний раз говорит о том, что школа существует давно и у нее есть какие-то определенные традиции. Она стабильна.

Следующий существенный момент – наличие прямых договоров с вузами.

Частные школы имеют такие договоры. Они не афишируют их характер, но в основном это гарантированное поступление на платное отделение. Однако, поскольку родители – люди состоятельные, они чаще всего и не настаивают на том, чтобы ребенок обязательно учился на бюджетном отделении. Их вполне устраивает и этот вариант. А с платными отделениями договориться о почти стопроцентном попадании не очень сложно.

Вот это – какие-то критерии надежности школы.

Конечно, родители, готовые платить большие деньги, очень ценят сам характер помещения: как выполнен ремонт – это евроремонт или нет, пластиковые ли окна. Если школа с проживанием, то интересуют условия пансиона.

Допустим, у нас в середине февраля был коммерческий директор школы «Милфилд». Это одна из самых известных частных школ Англии, в рейтингах она обычно занимает третье-четвертое место после «Харрэус» и «Винчестера». Но те существуют по 200 с лишним лет, а «Милфилд» всего 75 лет, поэтому считается относительно молодой школой. Тем не менее, там обучается полторы тысячи детей со всего мира. Там немыслимая по возможностям материальная база. Я не говорю о том, что там есть свои конюшни с полноценным набором лошадей. Там не один плавательный бассейн, там спортивные поля, крытые корты.

И вот этот человек, попав к нам в «Российскую международную школу», был приятно удивлен, когда увидел, что при комнатах для проживания (они на 4 человека) есть свой туалет и своя душевая кабина. У них такого нет.

И такие вещи, естественно, производят на родителей очень сильное впечатление.

Плюс обязательно наличие какой-то спортивной базы. Какая бы ни была замечательная школа, по каким бы самым современным программам детей ни обучали, какие бы замечательные педагоги ни работали, если ты родителям скажешь: «На физкультуру мы ходим через дорогу - арендуем зал в муниципальной школе», тебе сразу скажут: «До свидания, нам это не подходит». Наличие полноценных спортивных сооружений: спортзал, желательно бассейн, хотя бы 25-ти-метровый – это сразу очень повышает престиж школы.

- А у вас есть бассейн?

- Бассейна нет, но есть крытый универсальный спортивный зал, и есть еще танцевальный зал. Но в плане материальной оснащенности вне конкуренции сейчас в Москве школа, которая называется «МЭШ» («Московская экономическая школа»). У них свое многоэтажное здание в районе Красной Пресни, плюс еще загородная территория с шикарной материальной базой. Она вне конкуренции. А на втором месте по внешней привлекательности, наверное, «Российская международная школа»: 4 гектара территории в сосновом лесу – по территории, месторасположению, условиям проживания с ней трудно конкурировать. Достаточно сказать, что в десяти минутах езды – загородная резиденция Президента России «Бор».

- Качество обучения во многом зависит от учителей.

- Да, конечно.

- Сколько получает учитель в частной школе? Мы представляем, что учитель в московской государственной школе получает максимум 8 – 9 тысяч, отрабатывая на полторы, а то и две ставки с классным руководством и «лужковской» надбавкой, с высоким разрядом и значительным стажем. На самом деле большинство из них получает меньше.

- Да, такая сумма – только с «лужковскими» надбавками и очень большой нагрузкой. В основном – меньше.

Но в частных школах зарплата очень дифференцирована. Средненькие или простенькие частные школы, без своих зданий, без серьезной базы, хотя иногда по качеству обучения бывают очень приличны, платят учителю (во всяком случае, в прошлом году было так) 50-60 рублей за урок.

В школах поосновательнее оплата где-то в два раза выше. 100-120 рублей за урок. У нас в школе получилось так, что оказалась одна из самых высоких по Москве оплат, и нам коллеги из школ-конкурентов уже выразили неудовольствие: вы нарушаете законы рынка, занимаетесь вредительством.

- А почему вредительством?

- Ставка минимальная за 18 часов у нас 9 тысяч рублей. Обычно же ставки порядка 12 тысяч. При этом в школах с полным днем всегда есть возможность дополнительного заработка: различные индивидуальные занятия, кураторство, которое обязательно освобожденное, ночные воспитатели – это все оплачивается дополнительно. Поэтому иногда люди получают и по 20 тысяч.

- Но это – школа за городом. Учитель, чтобы так работать, должен либо там жить…

- Учителя в такие школы обычно доставляются транспортом школы. Утром привозятся, вечером отвозятся.

- То есть учителя утром приезжают на какую-то станцию метро…

- А оттуда их забирает маршрутка. Причем идет она несколько раз в течение дня: с утра, потом через 2 часа, еще через 2 часа. И в таком же режиме всех увозят: в 3, в 5, в 7, в 9. Это, конечно, дополнительная статья расходов, но за счет этого и повышается оплата за обучение.

- Чем наши частные школы, которым самое большее по 10 – 13 лет, отличаются от частных школ на Западе?

- Очевидно, они отличаются, прежде всего, отсутствием традиций. Западные частные школы существуют достаточно долго – там относительно молодой школе 75 лет. Там не проблемы с детьми: при поступлении ребенка его родителей знакомят с подробнейшим распорядком, правилами поведения. Иногда эти правила поведения – практически тюремные. Мне недавно рассказывали родители, которые забрали ребенка из частной школы в Швейцарии, что там запрещено куда-то ходить после отбоя. Если ты пошел после отбоя в туалет, ты платишь штраф 200 франков. Причем там интересная система: сама оплата не очень большая, но штрафы и всякие дополнительные услуги учитываются отдельно. Трусы отдал в стирку – тебе счет выставляют. Кружку разбил в столовой – тебе счет выставляют. Стенку оцарапал – счет выставляют. Так и набегает. Но при этом в этих школах есть сложившиеся за десятилетия какие-то традиции, правила и нормы.

И у руководства школы в принципе нет необходимости подлаживаться под родителей. Они говорят: у нас существует вот такой порядок. Хотите – платите, и мы учим в соответствии с этим порядком. И вы ни во что не вмешиваетесь, потому что мы вас изначально с этим познакомили. Не хотите – идите в другую школу, у нас своя очередь за воротами стоит. Они себе могут это позволить.

Наши школы этого себе позволить не могут. Они часто вынуждены брать всех подряд, кто платит. Поэтому берут детей самых разных. И в очень большой степени наши частные школы пока еще продолжают зависеть от родителей, от их желания, от их кошелька, от их капризов. Наши школы и экономически, и педагогически из-за отсутствия многолетних традиций не настолько независимы. И это – самая болезненная проблема: чем школа моложе, тем более она зависит от родителей.

- А где частных школ больше – у нас или в Европе?

- Вообще сейчас в России очень много частных школ.

- Когда-то мы говорили, что в Европе частных школ процентов 15-17.

- Ситуация различная, потому что есть страны, которые специализируются на этом виде бизнеса. Это Англия и Швейцария. Есть, конечно, частные школы и в других странах, но основное – эти две страны.

У нас количество частных школ связано и с колебаниями рынка. Ясно, что после дефолта 98 года какие-то школы закрылись. Сейчас экономическая ситуация чуть-чуть налаживается, уровень среднего класса чуть-чуть поднимается, сразу же рынок на это реагирует, и появляются новые частные школы.

Кроме того, складывается определенный круг учителей. Многие, кто привык работать в частных школах, так по кругу и ходят иногда. У нас в школе достаточно много преподавателей, которые лет по 10 работают в частных школах, уже третью, четвертую школу меняют по разным причинам. Но складывается какой-то свой контингент преподавателей, в который тоже не так просто проникнуть.

- А руководить частной школой легко?

Конечно, нет. Финансовые возможности на порядок выше, чем в обычной школе, зато возникают свои проблемы. Многое зависит от своевременности поступления взносов. На Западе все отрегулировано давно: при поступлении родителю говорят, что плату он обязан вносить до такого-то числа текущего месяца. Если он просрочил, начисляется пеня за каждый день просрочки. У нас это пока неосуществимо. Поэтому многое зависит от того, заплатили или не заплатили.

Плюс отсутствие уверенности в том, что у тебя за спиной многолетние традиции, правила, присущие именно этой школе. Это тоже усложняет работу: все время приходится прислушиваться к каким-то пожеланиям родителей, иногда взаимоисключающим. Один хочет одно, другой – другое, и совместить это подчас просто невозможно.

И родители в этих школах бывают предъявляют большие требования: какому родителю, чей ребенок занимается в муниципальной школе, придет в голову устроить ему независимое тестирование, чтобы проверить, чему его научили. А здесь это – нормальная практика. Здесь мера ответственности гораздо больше. Психологическое давление на преподавателей, на администрацию гораздо большее при всей внешней успешности и сытости.

Беседовал Владимир Володин

 

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта