SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел

Предвыборная платформа партии СЛОН

К предвыборной программе партии СЛОН

В.Лапаева

Наша страна стоит сейчас на распутье и у нее есть только два пути: или смириться (и теперь уже навсегда) с ролью сырьевого придатка развитых государств, или путем еще одной мобилизации сил попытаться сделать рывок к постиндустриальному обществу, основанному на высоких технологиях.   Все разговоры о каком-то третьем пути, о нашей самобытности, духовности и т.д. – это, что называется, разговоры для бедных. Глобализация поставит все на свои места и наше место будет незавидным.

 Поэтому стратегия прорыва - это единственно достойный для России выбор. Платформой для такого рывка может стать только наука и связанное с ней образование (т.е. образование, работающее на науку и потребности новой экономики знания). Если наше государство действительно хочет осуществить такой прорыв (а деклараций на этот счет сколько угодно), то оно должно сконцентрировать ресурсы государственного бюджета на этом направлении. Потому что в наш частный бизнес в обозримой перспективе не сможет (даже если вдруг захочет) развивать национальную науку и образование. Именно государство как орган ответственный за решение общенациональных задач должно взять на себя эту нагрузку.

Между тем сейчас делается прямо противоположное. В принятой   правительством среднесрочной программе социально-экономического развития  прямо формулируется задача сокращения государственного сектора науки.  Наряду с декларативно сформулированными тезисами о «поддержке фундаментальных исследований и ведущих научных школ»,  там содержится весьма конкретная установка на «акционирование и приватизацию организаций, относящихся к   государственному сектору науки, ликвидацию государственных научных организаций,  не имеющих достаточных кадровых и материально-технических ресурсов» (а  под такие «критерии» подпадет сейчас больш9инство научных организаций).  О серьезности этих намерений говорит и тот факт, что они полностью вписываются в общую экономическую стратегию правительства, суть которой состоит в том, чтобы оживить перерабатывающую промышленность, не затрагивая интересов сырьевого сектора экономики. Авторы программы гордятся тем, что предлагают реформирование «без проигрывающих». Однако и ребенку ясно, что так не бывает, просто проигрывающих от такой политики не берут в расчет,  полагая, что с ними можно не считаться.  А  ведь это   все бюджетники, потому что  снижение общих доходов бюджета предполагается компенсировать путем сокращения государственных расходов, в том числе и расходов на науку, культуру, образование,  здравоохранение и т.д.   

 Если стимулирование перерабатывающей промышленности  будет осуществляться за счет  сокращения государственной поддержки  науки, то это будет противоречить не только признанию науки высшим государственным приоритетом (как сказано в подписанных президентом «Основах политики Российской Федерации в области развития науки … » но и   заявленному курсу на   инновационное развитие экономики. Ведь, чтобы выдержать конкуренцию в условиях глобализирующегося мира, надо  создавать инновации, находящиеся на самых передовых рубежах  научного знания.  А чтобы получить такое знание, нужно иметь фундаментальную науку,  способную работать по широкому фронту исследований, а не по некоторым весьма субъективно отобранным так называемым приоритетным направлениям, на которых науке предлагают сейчас сконцентрировать свои скудные внутренние ресурсы. И надо иметь систему образования, способную обеспечить такую науку надлежащими кадрами. Поэтому вместо того, чтобы ослаблять государство, лишая его финансовых ресурсов, необходимых  для решения важнейших общенациональных задач под предлогом неэффективности и коррумпированности чиновничества, надо повышать эффективность государственных расходов,  вести последовательную борьбу с коррупцией, совершенствовать качество властно-управленческой деятельности (в том числе и за счет повышения уровня его научного обеспечения).

Реформы в нашей стране совпали с усилением в мире процессов глобализации (точнее – они и были   порождены этими процессами  и в этом смысле объективно обусловлены). Многие негативные последствия реформ были объективно неизбежны. Но обвал научно-технического потенциала и резкое снижение образовательных стандартов – это в значительной мере результат действия разного рода субъективных факторов (причем, не только ошибок. В настоящее время степень нашего нынешнего технологического отставания уже почти не оставляет шансов догнать развитые страны и тем не менее слово «почти» здесь еще вполне уместно. По оценкам специалистов мы еще вопреки всему сохраняем научный и образовательный потенциал. Это прежде всего люди, потому что материально-техническая база науки катастрофически стареет. Эти люди – ученые академической и отраслевой науки, вузовские преподаватели, аспиранты и студенты, школьные учителя, все работники умственного труда  – составляют интеллектуальный класс, являющийся главной производительной силой в условиях современного общества. Наше государство нещадно эксплуатирует интеллектуальные и нравственные ресурсы этого класса.  А эти ресурсы (как и любые ресурсы) не бесконечны. Но еще есть шанс изменить ситуацию: пока сохраняются ведущие научные школы, пока не прервана связь поколений в науке, пока еще могут вернуться на родину уехавшие из нее высококлассные специалисты. Для этого надо радиально изменить государственную политику в области науки и образования.

Наша партия готова предложить программу таких изменений.  Суть этой программы применительно к сфере науки и образования состоит в следующем.

В области науки:

1. Сконцентрировать ресурсы государственного бюджета на поддержке всей фундаментальной науки в ее объективно сложившейся целостности, не вырывая из нее так называемые приоритеты, которые при нынешних темпах научно=технического прогресс вскоре могут оказаться отработанным материалом.

2. Создать эффективную систему механизмов внебюджетного финансирования науки. При этом надо исходить из того, что привлечение  коммерческих структур к финансированию науки, в том числе и науки фундаментальной– это адекватная форма платы за то, что бизнес пользуется плодами науки как неким общекультурным достоянием. А с другой стороны -  это долгосрочные вложения   бизнеса  в свое собственное развитие и в прогресс экономики в целом, мотором которого является фундаментальная наука. Если сам бизнес в силу естественного для него эгоизма не хочет этого понимать, государство должно создать   законодательные механизмы,  пбуждающие бизнес к развитию науки.

3. Максимально облегчить вхождение прикладной науки в рынок, снять многочисленные  законодательные барьеры на этом пути,  вывести эти процессы из тени.    Стимулирование участия прикладной науки в рыночном обороте и в том числе в инновационном процессе  надо выстраивать таким образом, чтобы плодами этого участия в должной мере могла бы воспользоваться и фундаментальная наука. 

4. Создание эффективной системы научного обеспечения  процессов разработки, принятия и реализации общегосударственных решений.  Это требует  создания надлежащих  правовых основ взаимодействия власти и науки. Одним из  важных направлений такой работы должно стать законодательное закрепление демократических процедур выдвижения самим научным сообществом  квалифицированных и уважаемых в научной среде специалистов для  экспертно-консультативного обеспечения деятельности органов государственной власти. В противном случае все усилия по повышению роли науки в процессе государственного управления сведутся к упрочению позиций  формируемого самими чиновниками  клана советников и консультантов,  представители которого охотно придают властным решениям   видимость научной легитимации и попутно «осваивают» совместно с чиновниками  отпускаемые на науку бюджетные средства по схеме, известной как система «отката». По сути дела речь идет о существенном повышении социального статуса науки как особого общественного института, который в демократическом обществе  осуществляет функцию социального контроля за действиями органов государственной власти.  

В области образования:

На первый взгляд, ситуация здесь не выглядит столь трагично, как в науке. Наша система образования (хорошо это или плохо) в целом сумела вписаться в рынок и при любых реформах с теми или иными издержками она выживет. Но  если у нас не будет сильной науки, то талантливая научно ориентированная молодежь (а талант не истребишь никакой реформой или «модернизацией» образования) будет уезжать из страны туда, где ее талант будет востребован. И мы по-прежнему будем готовить кадры для зарубежной науки. Производство новых знаний и подготовка высококлассных специалистов (а это то, что наша страна еще не разучилась делать) окончательно превратится в выработку интеллектуального сырья  для зарубежного покупателя, приобретающего плоды высокого духовного творчества нации по унизительно низким ценам.

И второй момент: если государство не обеспечит достойную зарплату вузовским преподавателям и школьным учителям,  то оно при любых реформах будет провоцировать дальнейшее разрастание теневого рынка образовательных услуг. В результате будет не только деформироваться экономика этой сферы, но (что даже более опасно) продолжится    разрушение воспитательного процесса, в основе которого лежит уважение к педагогу. На сегодня ситуация в этой сфере  уже угрожает нравственному здоровью нации.

 

Для реализации предлагаемой нами программы нужно очень много сопутствующих факторов. Если их обобщить, то можно сказать, для этого нужно сильное государство и сильное общество.

Когда мы говорим «сильное государство», мы имеем в виду не авторитарное государство в рамках навязываемой нам сейчас концепции управляемой демократии. Мы имеем в виду правовое демократическое государство, которое сильно поддержкой народа. Это государство, способное проводить самостоятельную политику, причем не только внешнюю, но и внутреннюю. Это государство, которое не сбрасывает с себя жизненно важные для общества функции, превращаясь в ночного сторожа,  распродающего  охраняемое добро.

Когда мы говорим «сильное общество», мы имеем в виду прежде всего разумное общество. Это общество, которое  ориентируется не на кухонный, так называемый здравый смысл обывателя,  а на   знания и достижения  своего передового интеллектуального класса. Это общество, которое не  проедает бездумно доставшееся от отцов наследство,  а стремится к созиданию достойного будущего для своих детей. Это общество, способное говорить на равных с государствлом и бизнесом, отстаивая свои интересы.

 На поддержку такого общества мы и рассчитываем.

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта