SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел

Предвыборная платформа партии СЛОН

А.Юревич

К предвыборной платформе партии СЛОН

Образование является важнейшим ресурсом социально-экономического и духовного развития общества, сохранения и наращивания его интеллектуального потенциала, основой безопасности нашей страны и   конкурентоспособности ее экономики, условием личностного развития и роста  благосостояния ее граждан. Именно в нем заключен потенциал перехода России с нынешнего – «сырьевого» - пути развития к современному и устойчивому социально-экономическому развитию, основанному на высокотехнологичном производстве и “экономике знаний”.

Как показывает мировой опыт, самое выгодное вложение средств - их вложение в образование, а экономия на образовании нелепа, недопустима и не может быть оправдана никакими экономическими соображениями. Недопустим также уход государства из сферы образования, ее предоставление   полновластию рынка.

Образование является органическим единством, во-первых, передачи знаний, во-вторых, формирования профессиональных умений и навыков, в-третьих, воспитания гражданских качеств и выработки общечеловеческих ценностей.

Система образования должна обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих современным мировоззрением, богатым потенциалом профессионального и личностного  развития, знаниями и умениями, которые востребованы на современным рынке труда.

Ее основными функциями являются:

- наделение человека знаниями и умениями, необходимыми для  успешного трудоустройства, адаптации к профессиям, требующим высокой квалификации, создание основы для профессионального и личностного развития;

- выработка современного мировоззрения и способности адекватно ориентироваться в современном, быстро изменяющемся, мире;

- воспитание личности, выработка у нее качеств, необходимых для жизни в цивилизованном обществе и создающих основу его цивилизованности - уважения к законам и к человеческому достоинству, патриотизма, инициативности, приверженности общечеловеческим ценностям и др.   

Усилиями многих поколений в нашей стране была создана система образования, позволившая ей находиться в фарватере научно-технического и духовного развития человечества, сделавшая наши высококвалифицированные кадры востребованными на мировом рынке. Однако сейчас, в результате реформ, выражавших интересы не основной части населения, а криминально-олигархических групп, эта система оказалась под угрозой разрушения.

Ощущается острая потребность в хорошо продуманной и научно-обоснованной государственной политике в сфере образования, во всесторонней поддержке этой сферы как одной из самых приоритетных.

Основными задачами государственной политики в сфере образования являются:

- социальная и физическая защита работников сферы образования и учащихся;

- контроль над содержанием учебного процесса и его соответствием современным стандартам;

- обеспечение равной доступности образования различным слоям населения вне зависимости от их имущественного положения;

- создание адекватной инфраструктуры и материально-технической базы учебного процесса, его обеспечение новейшими техническими средствами, учебниками и др.;     

- содействие распространению инновационных форм обучения в сочетании с ограждением сферы образования от проникновения в нее псевдознаний и неадекватных методик; 

- всемерное содействие соединению науки, образования и практики, взаимодействию высшей средней и начальной школы;

- создание условий для повышения квалификации и переподготовки кадров;

- противодействие негативным тенденциям в детской и молодежной среде, таким, как преступность, наркомания, деградация морали и др.

Возрождение отечественной системы образования невозможно без изменения отношения властных структур и всего нашего общества к образованию и высококвалифицированному труду, радикального повышения престижа и улучшения материальной обеспеченности интеллектуальных профессий. 

Основными мерами по развитию отечественной системы высшего и среднего образования должны стать следующие.

1. Закрепление в общественном сознании образования как одной из высших ценностей,  ориентация на создание общества, в котором уровень жизни и социальный статус человека пропорционален уровню его образованности.

Это предполагает:

- радикальное повышение оплаты труда представителей интеллектуальных профессий;

- искоренение таких явлений, как нищие профессора (но не самих профессоров);

- запрет на занимание высоких государственных должностей лицами, не имеющими высшего образования;

- введение уголовной ответственности за торговлю дипломами и другие действия, ведущие к девальвации образовательных сертификатов.      

2. Улучшение финансирования образовательной сферы: 

- доведение расходов на образование до 10 % ВВП, а расходов на высшее образование до 3 % ВВП;

- расширение базы финансирования образования за счет создания специальных бюджетных фондов его поддержки, освобождения от налогообложения иностранных фондов, поддерживающих российскую систему образования, стимулирование - с помощью налоговых льгот и др. - привлечения частного капитала в сферу образования.

3. Значительное повышение материальной обеспеченности, социальной  защищенности, привлекательности и социального престижа профессии педагога.

Для этого необходимы:

- доведение в ближайшее время, а не в отдаленном будущем, как предусмотрено правительственными программами, зарплаты школьных учителей до размеров средней оплаты труда в промышленности, а зарплаты преподавателей высших учебных заведений до ее удвоенного размера;

- достойное пенсионное обеспечение педагогов;

- усиление профсоюзов работников сферы образования и науки, их объединение в единый профсоюз, способный доводить до самого высокого государственного уровня и отстаивать их интересы.

 4. Экстренные меры по повышению социальной и физической защищенности учащихся:

- повышение студенческой стипендии до размера прожиточного минимума в стране и ее регулярная индексация в соответствии с его изменением;

- создание специальных фондов для поддержки наиболее талантливых студентов и выплата им именных стипендий;

- проведение регулярных конкурсов научных студенческих работ с поощрением их победителей престижными государственными наградами и денежными премиями;

- усиление охраны школ, вузов и студенческих общежитий от проникновения криминальных элементов, их отнесение к категории особо важных государственных объектов, требующим не менее серьезной охраны, чем места скопления высоких государственных чиновников;

- значительное ужесточение уголовной ответственности за преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, а также за их втягивание в проституцию, наркоманию и другие виды антиобщественной активности;

- создание во всех видах учебных заведений попечительских советов и родительских комитетов, наделение их функциями общественного контроля над образовательным процессом;

- поддержка учащихся из малообеспеченных и неполных семей, а также детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями с помощью предоставления им адресных стипендий;

- создание для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем;

- предоставление студентам отсрочки от несения воинской службы, освобождение специалистов с высшим образованием от ее несения в мирное время;

- содействие трудоустройству и занятости студентов, аспирантов и выпускников образовательных учреждений.

5. Создание оптимальных условий для функционирования учебных учреждений, предполагающее:

- адресную государственную поддержку лучших школ и ведущих вузов страны; 

- освобождение ведущих вузов страны, таких как классические университеты, от жестких государственных стандартов, регулирующих содержание образовательного процесса, предоставление им больших возможностей для его модификации в соответствии с требованиями времени;

- предоставление школам и вузам большей экономической самостоятельности;

- закрепление права собственности школ и вузов, созданной за счет внебюджетных источников, как общественной собственности;

- недопустимость уравнивания учебных заведений с коммерческими организациями, их льготное налогообложение, освобождение от налога на прибыль, от налога на добавленную стоимость, от подоходного налога с внебюджетной деятельности и командировочных расходов, возвращение в учебные заведения части выплачиваемых ими налогов для финансирования инновационной деятельности;       

- аккредитация негосударственных учебных учреждений, а также решение вопроса о статусе государственных учебных учреждений (о предоставлении им статуса университетов и т. п.) с участием ведущих ученых и преподавателей.

   6. Обеспечение доступности и демократичности образовательной системы, устранение ее географических и социальных диспропорций.

- ограничение коммерциализации системы образования, дифференциация платы за обучения в зависимости от способностей и материального положения учащихся (и членов их семей), освобождение наиболее одаренных студентов от платы за обучение;

- поддержка сельских школ с помощью организации их обеспечения “школьными автобусами”, специального (и бесплатного) питания, дистанционного образования, создания сельских интернатов и др.;

- система мер по поддержке профессионально-технических учебных заведений;

- интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство с сохранением ее лучших национальных особенностей и традиций, привлечение российских ученых, работающих за рубежом, для чтения лекций в российских вузах;

- диверсификация системы образования в зависимости от характера и уровня одаренности учащихся, создание эффективной системы отбора наиболее одаренных, содействие распространению специализированных школ и классов для одаренных детей, предоставление им максимально благоприятных условий для поступления в вузы;                              

- обеспечение информатизации учебного процесса, оснащению учебных учреждений компьютерами и другими видами учебного оборудования, ориентация на достижение всеобщей компьютерной грамотности;

- внесение изменений в государственную образовательную систему, таких, как переход к 11-12-летнему школьному образованию, введение единого государственного экзамена и т. д. - с учетом общественного мнения и только при условии одобрения этих изменений основной частью населения.

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта