SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

SLON-PARTY.RU :: Идеология :: СЛОН о реформировании образования

СЛОН о реформировании образования

 

На протяжении последних лет  идет реформа образования, прежде всего школьного. Партия «Союз людей за образование и науку» (СЛОН), ставящая своей целью переход России к новому типу развития, основанному на экономике знаний с использованием инновационных технологий, считает необходимым изложить свою позицию по отношению к проходящим изменениям.

 В правительственных документах в качестве главной цели реформы обозначена модернизация системы образования, приспособление ее к требованиям времени. Однако некоторые из  реализуемых мер чреваты, на наш взгляд, угрозой дальнейшего снижения уровня образования. Так, проект государственного стандарта общего образования, подготовленный Министерством образования, исходит из разделения базового и профильного уровня в старших классах. Базовый уровень предусматривает значительное снижение количества уроков по математике, физике, химии, биологии, литературе - на 25-50% по сравнению с учебным планом, утвержденным Минобразованием в 1998 г. В результате сохраняется существующий уровень подготовки по тому или иному предмету только у тех школьников, которые обучаются по данному профилю.

Сокращение обучения фундаментальным предметам в базовом варианте мотивируется необходимостью высвободить время на подготовку по другим направлениям: информатике, иностранным языкам,  экономике и праву, как имеющих непосредственную практическую значимость. Не умаляя их важности, надо иметь в виду, что такие дисциплины как математика и физика, дают не только знания, но и развивают логическое мышление и способность решать сложные задачи, то есть и они помогают лучше адаптироваться к рыночным условиям. Точно также изучение литературы и истории, важно не только с точки зрения познания прошлого и развития навыков владения устной и письменной речью, но и как  эффективное средство нравственного воспитания. 

Партия СЛОН выступает против курса на снижение уровня обязательного для всех школьников образования. Более того, мы считаем необходимым законодательно установить в качестве обязательного полное среднее образование, получаемое или в форме 11-летнего обучения в школе, или в средних специальных учебных заведениях. Только достаточно образованные молодые люди смогут адаптироваться к быстрым переменам в экономике и общественных условиях жизни в 21-ом веке. Дополнительные затраты, связанные с повышением обязательного уровня образования, окупятся сторицей. Они, в частности, позволят сократить такие явления как хулиганство, пьянство, наркомания, распространенные среди подростков,  которые после окончания 9-го класса не продолжают свою учебу.

Хотя много говорится о необходимости разгрузки содержания общего образования с целью избежать перегрузки школьников, продолжаются попытки ввести новый многочасовой предмет «Основы православной культуры», несмотря на то, что действующее законодательство предусматривает светский характер образования. Правда, Минобразование призывает не смешивать преподавание религиозной культуры с религиозным обучением и подчеркивает, что этот предмет не может быть обязательным. Однако на практике в зависимости от местных условий он может превратиться в добровольно-принудительный, а провести различие между преподаванием религии и религиозной культуры могут только специально подготовленные высококвалифицированные педагоги, которых нет. Мы полагаем, что история религии должна изучаться в курсе преподавания истории, точно также как нравственные проповеди могут излагаться при обсуждении проблем морали в курсе обществоведения.

Другое направление реформирования - переход к единому государственному экзамену также вызывает определенные сомнения. Основу единого экзамена составляют тестовые вопросы, на которые нужно выбрать ответ из нескольких предложенных вариантов. Такой способ экзаменов ориентирует учителей и школьников в процессе обучения, в первую очередь, на запоминание цифр и фактов,  а не на развитие логического мышления и творческих способностей. Для тех предметов, где нужно проверить прежде всего знание конкретных фактов, он может быть эффективным. Но, например, при сдаче экзаменов по математике и физике важно проверить способность школьников решать достаточно сложные задачи с затратой большого времени, чего не позволяет сделать тестовая система. Также отказ от такой формы экзамена по литературе, как сочинение, отрицательно скажется на обучении школьников умению ясно и последовательно излагать свои мысли.

Кроме того, использование результатов единого госэкзамена при зачислении в вузы даст дополнительную возможность для сокращения числа студентов, обучающихся за счет бюджета. На эту его особенность приходится обращать внимание, ибо сами представители правительства уже заявляли о необходимости такого сокращения. Так, на заседании Госдумы в мае 2002 года  представитель правительства в Госдуме заявил, что в стране слишком много студентов. По его мнению, вместо существующего сейчас соотношения, когда на каждых двух студентов вузов приходится по одному обучающемуся в ПТУ и среднем специальном учебном заведении, следует перейти к другому        – на одного студента вуза должно быть 4 обучающихся в ПТУ и 2 в среднем специальном заведении. При таком подходе не удивительно, что разрабатываются такие предложения по реформированию школьного образования, которые могут привести с снижению его уровня.

Партия СЛОН выступает против такого упрощенного подхода и использования устаревших критериев соотношения между различными формами образования. Далеко не все выпускники школ горят желанием продолжать свое образование в вузах, но они должны получать необходимую для этого подготовку  в школе. Образования не бывает слишком много. Оно имеет не только прикладную функцию, но является важным фактором формирования гражданского общества.

Реформаторы системы образования ориентировались при разработке своих предложений на зарубежный опыт, в частности, опыт США. Однако при этом они игнорировали тот факт, что в самих США  положение в области преподавания математики и естественных наук подвергается острой критике. Специальная государственная комиссия во главе с сенатором Д.Гленном признала уровень подготовки учащихся по этим предметам недопустимо низким. И если уж заимствовать американской опыт, то надо было бы прежде всего последовать рекомендациям этой комиссии, которая в качестве первоочередной меры улучшения положения назвала повышение квалификации учителей.

В наших условия для этого надо прежде всего повысить оплату их труда, дифференцируя это повышение в зависимости от профессионализма учителя, качества его работы. Принятый еще много лет назад  закон «Об образовании» предусматривал доведение зарплаты учителей до уровня среднего по промышленности. Фактически она сейчас почти вдвое ниже, да и эта зарплата во многих регионах нередко задерживается. Правительственные документы намечают ее повышение до установленного в законе уровня только в 2006 году. Партия СЛОН считает необходимым сократить этот срок и уже в 2004 году выполнить требование закона. Бессмысленного говорить о том, что в консолидированном бюджете нет денег на эти цели, потому что их наличие или отсутствие зависит от выбора приоритетов.

С целью повышения престижа педагогической деятельности мы выступаем за  признание ее видом государственной службы. Следует также улучшить условия труда педагогов. Время общих учительских уходит, и педагоги должны получить возможность готовиться к урокам в кабинетах, оснащенных компьтером, имеющим выход в Интернет.

Мы далеки от мысли о том, что существующая система образования не нуждается в реформировании, в приспособлении ее  к новым реалиям. Однако все изменения не должны приводить к снижению подготовки по фундаментальным дисциплинам, относительно высокий уровень которой  является одним из наших основных конкурентных преимуществ на мировом рынке. Если мы хотим перейти от сырьевой экономики к экономике, основанной на инновациях и высоких технологиях, то необходимо повышать уровень образования, а не идти по пути, который чреват угрозой его снижения.

 

Заместитель председателя партии СЛОН Ю.Голанд

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта