SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел

Исторический процесс в условиях современности

 

Философия истории – это одна из тех наук, которые, на сегодняшний день, практически остановились в своём развитии. Сколько времени уже не появлялось таких гениальных людей, выдающихся мыслителей, как Данилевский, Тойнби, Гумилёв, Шпенглер и т.д., и т.п. А без подобного рода личностей этот раздел философии не продвинется ни на йоту. Более того, как известно – всё течёт, всё меняется, и эти перемены требуют переосмысления и творческого, нетривиального подхода. И именно попытка переосмыслить известные подходы к историческому процессу в условиях современности, а, по возможности, найти новые – главная цель этой статьи.

Мне хотелось бы осмыслить исторический процесс именно с учётом основных тенденций современности в развитии человеческого общества. И основной такой тенденцией, по признанию не только моему, но и многих видных деятелей самых различных наук, а также политиков, является глобализация. Именно резкое возрастание контактов между людьми разных культур, а также взаимозависимости различных цивилизаций становятся главными чертами современной эпохи, о которых ничего не знали философы истории. Соответственно, возникает необходимость переосмысления исторического процесса с учётом этого конкретного явления глобализации человеческого общества.

На мой взгляд, начать нужно с определения понятий культура и цивилизация, чтобы не возникало лишних вопросов и спора о терминах. Итак, в своей статье эти термины я буду использовать только и исключительно в следующих значениях: культура – это совокупность морально-ценностных норм и установок; цивилизация – это всё, что создало общество на основе своей культуры (форма правления, искусство, законы, государственные институты, религия etc.). Другими словами, между культурой и цивилизацией существует прямая взаимосвязь, но, что важно, эта взаимосвязь – односторонняя: культура на цивилизацию влияет непосредственно, определяет её конкретные формы и характеристики, в то время как цивилизация на культуру никаким образом не влияет, т.е. цивилизация вторична по отношению к культуре.

Теперь нужно определить одни из основных категорий, которые будут использоваться в статье: микрокультуру и макрокультуру. Микрокультура – это та культура, которая присуща какому-то конкретному народу (например, микрокультура якутов, или микрокультура грузин) или какой-либо локальной микроцивилизации (см. ниже), и на основе которой эта микроцивилизация выросла (например, китайская микрокультура или итальянская микрокультура). Макрокультура – это та культура, которая присуща какой-либо макроцивилизации (см. ниже) и на основе которой эта макроцивилизация цивилизация выросла (например, европейская макрокультура, или азиатская макрокультура).

Также необходимо сказать, что микрокультуры могут иметь уровни. Это зависит от того, к какой макрокультуре они принадлежат. В качестве примера можно привести следующую цепочку: азиатская макрокультура ® китайская микрокультура (второй уровень) ® микрокультура народа Булан (первый уровень). То же касается и микроцивилизаций, о которых речь пойдёт ниже. В добавление к вышесказанному, условимся понимать под микрокультурами предельного уровня те микрокультуры, на основе которых построена макрокультура. Естественно, что в разных макрокультурах эти уровни будут разными. Более того, и в пределах одной макрокультуры эти уровни могут не быть равными, поэтому численное определение этого предельного уровня не несёт никакой смысловой нагрузки.

Теперь, охарактеризовав понятийный аппарат, можно переходить непосредственно к вопросу об историческом развитии человеческого общества. В процессе его развития можно выделить 8 основных этапов:

1.        Развитие общества до безопасного уровня.

Это этап, на котором общество организуется до того уровня, на котором оно может обеспечивать свою безопасность. То есть на этом этапе образовываются уже не отдельные небольшие группы людей, которые могут быть запросто уничтожены, а достаточно сильные в военном отношении общности – племена, способные не только защищаться, но и нападать, то есть обеспечивать развитие общества за счёт захвата более плодородных земель, более приспособленных к обороне мест etc. Этот этап принципиально важен, как фундамент, за которым пойдут остальные этапы образования цивилизации. Характерное отличие этого этапа, для отдельных народов, от остальных в том, что только он может сорваться. Дело в том, что для возникновения цивилизации недостаточно, как считал Тойнби, только умеренного вызова со стороны природы. Не менее важным и совершенно необходимым фактором является безопасность народа – это степень защищённости народа от внешних угроз, степень его способности успешно противостоять нападениям, т.е. выживать. Безопасность народа определяется уровнем развития военной науки, физическим развитием членов племени, наличием естественных границ в ареале распространения народа. И, если безопасность народа не будет обеспечена должным образом, то он может быть уничтожен.

2.        Формирование микрокультур.

После того, как безопасность нарда обеспечена, все усилия сводятся лишь к тому, чтобы поддерживать её в соответствии с меняющимся уровнем развития военной науки. После этого начинает формироваться микрокультура данного народа или микрокультура первого уровня. Поскольку теперь люди не озабочены в первую очередь тем, как бы их не съел хищник или не угнал в рабство воин из соседнего племени, возникают понятия о морали, долге перед обществом, свободы etc. Естественно, этот народ классифицирует поступки на моральные и аморальные, определяет, что человек обществу должен, что является ограничением свободы, а что – нет etc. Это и составляет его микрокультуру.

3.        Формирование микроцивилизаций.

Микроцивилизация – это цивилизация, созданная на основе микрокультуры, и расположенная в ареале распространения соответствующего народа. Раз безопасность общества обеспечена, то из-за этого высвобождается некоторое количество пассионарев. Они начинают придумывать новые и изменять старые обычаи, традиции, развивают науку, занимаются искусством etc. И всё это делается на основе уже сформировавшейся микрокультуры. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основой любой цивилизации является культура – без неё построение цивилизации невозможно. И на это есть несколько причин:

1)     Многие атрибуты цивилизации органически вырастают из атрибутов культуры (как, например, закон – из обычая, а обычай – из морально-ценностной нормы; религия – из веры в сверхъестественное etc.)

2)     Конкретные характеристики многих атрибутов цивилизации напрямую зависят от тех или иных культурных установок (как, например, форма правления – от того, до какой степени в обществе развито чувство свободы, т.е. чем эта степень меньше, тем ближе форма правления к тирании).

3)     И, наконец, многие атрибуты цивилизации, хотя и не вырастают, и не зависят от атрибутов культуры, но, всё же, толчок к своему развитию получают именно от каких-либо атрибутов культуры (как, например, институт судов ни не возникает непосредственно из какого-либо атрибута культуры, ни не развивается под её влиянием, в отличие от законов, но толчок к его созданию даёт именно атрибут культуры – вера в справедливость и в необходимость возмездия преступнику).

4.        Формирование микрокультур и микроцивилизаций предельных уровней.

Микрокультуры более высоких уровней формируются за счёт интенсивного обмена атрибутами культуры между географически чуть более далёкими, относительно предыдущего уровня, микроцивилизациями. И, таким образом, на основе микрокультур нового, более высокого уровня, формируются соответствующего уровня микроцивилизации. Надо сказать, что активная фаза формирования микроцивилизаций завершилась, приблизительно, ко времени начала эпохи Великих Географических Открытий. После этого мир вступил в качественно иной этап развития.

5.        Формирование макрокультур.

После того, как сформированы микрокультуры и микроцивилизации предельных уровней, начинается долгий и сложный процесс формирования макрокультуры. Этот этап развития мировой истории характеризуется серьёзными, крупными войнами, имеющими обширный театр военных действий и в которых участвует много стран, миграциями больших масс населения Земли на большие расстояния, а также улучшением связи между относительно близко расположенными географическими районами. Происходит интенсивный культурный обмен между различными микрокультурами предельного уровня, в результате которого они частично перенимают некоторые культурные установки от своих соседей, а частично – передают им свои. Таким образом, формируется макрокультура, обладающая характерным свойством органично соединять разнородные элементы, и, посредством этого, формировать качественно новый элемент исторического процесса. Макрокультуры отличатся от микрокультур предельного уровня именно масштабом охвата, географической распространённостью, а также резким ростом числа микрокультур первого уровня, которые входят в её состав.

Этот этап, начавшийся с эпохи ВГО, в основном завершился к началу-середине ХХ века. На данный момент можно выделить следующие макрокультуры:

1)       Европейская макрокультура (Европа,  Северная Америка и Австралия)

2)       Северная макрокультура (Россия, Белоруссия и Украина)

3)       Азиатская макрокультура (Азия, за исключением Афганистана, Пакистана, Ирана и других исламских государств)

4)       Исламская макрокультура (азиатские и североафриканские исламские государства)

5)       Африканская макрокультура (Африка, за исключением исламских стран)

6)       Южная макрокультура (Центральная и Латинская Америка)

6.        Формирование макроцивилизаций.

Этот этап ничем качественно не отличается от этапов формирования микроцивилизаций. В соответствии с морально-ценностными нормами и установками формируются новые типы атрибутов цивилизации, а также уходят в прошлое старые. Данный период должен характеризоваться наличием серьёзных интеграционных процессов между цивилизациями, созданием надцивилизационных властных институтов, как прообразов будущих властных институтов макроцивилизаций, унификацией законодательств, etc. Этот этап мы и наблюдаем в настоящее время: мы видим и создание различных интеграционных объединений, действующих в границах распространения макрокультур (Европейский Союз, СНГ, Африканский Союз, АСЕАН, Лига Арабских Государств etc.), и появление надцивилизационных властных институтов (НАФТА, ОБСЕ, постоянные съезды руководителей стран-членов интеграционных объединений, решения которых обязательны для исполнения всеми участниками объединения), и множество других признаков. Человеческая цивилизация сейчас находится в самом начале данного этапа, и завершится он, по-видимому, очень не скоро. Это видно хотя бы по тому, что надцивилизационные властные институты очень слабы и несовершенны, чтобы быть способными в короткое время преобразоваться во властные институты макроцивилизаций. Плюс к этому, в некоторые объединения входят элементы разных макрокультур (например, в СНГ – элементы Северной и Азиатской макрокультур), а разбираться с этим будут, скорее всего, ещё очень долго. Да и движения национализма, сепаратизма, как следствие ксенофобии в людях вообще, всё ещё слишком сильны, чтобы позволить образоваться макроцивилизациям.

7.        Формирование глобальной культуры.

После того, как будут сформированы макроцивилизации, настанет время для возникновения глобальной культуры. Это, вполне вероятно, может сопровождаться и глобальными войнами, как было с макрокультурами, хотя, конечно, хочется надеяться, что до этого дело не дойдёт. Но, к сожалению, история показывает, что люди просто так не расстаются со своими атрибутами культуры и не усваивают новых. Приступы ксенофобии на каждом этапе приходится преодолевать заново – и, зачастую, именно с помощью войн. База для формирования глобальной культуры закладывается уже сегодня – увеличение числа пользователей Интернета, увеличение скорости и удешевление пассажироперевозок, общее признание одного языка универсальным для общения, глобализация экономики etc. будут увеличивать количество контактов людей различных макрокультур, что, в свою очередь, приведёт к интенсификации обмена атрибутами культуры.

8.        Формирование глобальной цивилизации.

После формирования глобальной культуры этот этап будет уже просто «делом техники». История пойдёт по уже откатанной в течение многих веков схеме, что и приведёт к образованию глобальной цивилизации. Надо заметить, что отдельные попытки её создания мы наблюдали и раньше. Это и Чингисхан, и Наполеон, и Гитлер, хотя, по факту, это были скорее попытки создания цивилизаций, несколько превышающих размеры макроцивилизации, но до глобальной всё равно не дотягивающие. Были и более безобидные попытки – создание Лиги Наций, ООН и других общемировых, по определению, властных институтов. Ошибка всех людей, предпринявших или предпринимающих такие попытки, состоит в том, что они пытаются нарушить естественный ход истории и сформировать цивилизацию там, где ещё нет культуры. Это концептуальное противоречие, затрагивающее основы исторического процесса, и именно этим объяснялись и объясняются их неудачи и провалы. Исторический процесс – это процесс объективный, не зависящий ни от наших знаний о нём, ни от наших желаний его изменить. И это надо помнить всем, кто пытается посягнуть на его основы.

Таким образом, можно сделать вывод, что глобализация, как одна из основных тенденций современности, заставляет по-новому взглянуть на исторический процесс. И данная статья представляет собой вариант того, как нужно этот процесс воспринимать в свете тенденций современности.

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта