SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел

В начале сентября в г. Улан-Уде состоялась международная конференция «Образование и глобализация». На этой конференции с докладом о становлении про-инновационного образования в России выступил Юрий Николаевич Москвич. Мы обратились к нему с просьбой прокомментировать события, которые сейчас происходят в России и мире в сфере образования.

 

Ю.Н.Москвич, профессор КГПУ,
президент «Сибирского Центра исследований глобализации»,
член ЦС партии СЛОН:

Образование России – время новых перемен

 

Россия принимает решение

2004 год войдет в историю российского образования как год «большого перелома». Впервые руководство страны от президента до премьер министра обозначили новый социальный заказ на образование. Взят курс на формирование нового четвертого сектора экономики, практически отсутствующего в России. Этот сектор носит разные названия: «новая» экономика, «инновационная», «интеллектуальная» экономика. Чаще всего этот сектор экономики называют «экономикой, основанной на знаниях».

Именно для создания этого сектора экономики весной этого года было впервые в истории нашей страны создано министерство образования нового типа – Министерство образования и науки. 

Министр образования нового типа

В конце июля министр образования А.А.Фурсенко на встрече с ректорами российских вузов впервые открыто заявил, что новой целью образования является создание в России «общества знания». Иными словами впервые провозглашен новый социальный заказ для образования – готовить специалистов, которые смогли бы сделать Россию богатой с помощью образования и знаний. Главными ориентирами российского образования должны стать мировые стандарты образования и инноваций. Практическое использование знаний на самом высоком конкурентном уровне становится главным приоритетом страны. Для многих ректоров, как заметили журналисты, эта новость была неожиданной.

Министр знал, о чем он говорил. 10 лет он занимался продвижением научно-технических новшеств в Санкт-Петербурге, возглавляя один из первых в стране инновационных центров. На мой взгляд, путь к этому обществу будет не скорым, эволюционным, и всему научно-образовательному сообществу России придется шаг за шагом изменяться, ориентируясь на эту новую цель. Альтернативой может быть только дальнейшее отставание России в экономическом развитии от передовых, технологически развитых стран, фактическое замораживание заработной платы во многих секторах экономики России и образования.

Технологическое отставание нарастает

По степени технологического отставания России ситуация близка к индустриальному отставанию СССР в начале 30-х годов. Цифры говорят сами за себя: доля инновационно-активных предприятий в России в 2002 г. была менее 10%, при 70% в США и 50% в странах Европейского сообщества. Сама аналогия настраивает на необходимость «большого скачка» в создании новой «технологической» России, а успешность проведения индустриализации в СССР придает заметный оптимизм. Раз мы смогли быстро стать сильной индустриальной страной, то почему мы не можем быстро стать сильной технологической?

Нас слишком много, чтобы жить на одной нефти!

Россия продолжает жить в основном за счет своих природных ресурсов, которых, увы!, на каждого из нас не так уж много. Так, при добыче нефти в 225 млн. тонн в год, на каждого из нас приходится  всего на всего по 1, 5 тонны и это, прямо скажем, не сказочное богатство арабских Эмиратов, где население в сотню раз меньше нашего, а добыча нефти  больше. «Нефтяное одеяло» России невелико и уютно укрыть может лишь часть россиян. По  некоторым оценкам на доходы от продажи ресурсов жить по европейским стандартам смогут всего 15-20 млн. россиян. А как жить другим?  И как все мы будем жить в мире «после нефти»?

Заботясь о потомках

Коммерциализация знаний становится не только нормой, но и средством дальнейшего развития успешных стран. По-прежнему, впереди в развитии этого четвертого сектора экономики находятся США, благосостояние которых уже больше, чем наполовину определяется наукоемкими производствами. Силиконовая долина по-прежнему остается символом этого успеха и новой Меккой для многих талантливых людей всего мира. Эффект прирастания богатства знаниями – это, прежде всего, увеличение размера коллективного мозга нации. В настоящее время в Америке работает более 4 млн. ученых, и впервые за многие десятилетия во всех рейтингах самых престижных профессий в США первое место стал занимать «ученый», оттеснив на более низкие позиции традиционных «юристов» и «врачей».

Век знаний и национальных инновационных систем

По недавним опросам большинство американцев самым главным достижением Америки в ХХ веке считают не победу во второй мировой войне, не полет на Луну и изобретение уникальной автомобильной индустрии с конвейером Форда, а создание эффективной национальной инновационной системы, позволяющей любому американцу, творцу полезного знания или изобретения пройти быстро путь превращения знаний в инновацию, т.е. в продукт, имеющий спрос на рынке. Именно отсюда проистекают многие экономические успехи этой страны (достаточно представить себе, какой - «ясак» платят все страны мира создателям компьютерных программ, например windows, который используется при написании этого текста). Фрагменты, островки «общества знаний» стремительно возникают в разных странах, принося им новый уровень благополучия. Эпоха «фабричных труб», времена ускоренной индустриализации во многом позади. Все больший вес набирает новый «резвый ребенок», 4-й сектор экономики, новой экономики – «экономики знаний». У нашей страны все это впереди.

Продавать нужно  продукты знаний, а не сырье

Есть ли у нас шанс для того, чтобы стать в ближайшее время страной, в которой знания так же могут успешно применяться для развития экономики. Совершенно очевидно, что если эти успехи достигнуты странами, которые не имели таких хороших стартовых позиций, как сегодняшняя России, то возможность достигнуть этих успехов есть и у нас. И чем сложнее будет у нас развиваться экономическая ситуация в ближайшее время, тем быстрее это будет происходить. Таков парадоксальный механизм выхода из экономических кризисов. К поискам нового обращаются только в большой нужде.

Города Сибири готовы к инновационной деятельности

В Сибири четыре города: Томск, Новосибирск, Красноярск и Иркутск - фактически готовы начать свой путь к инновационной экономике. Томск, Новосибирск за последние семь лет вышли на 2 и 4 место в России по количеству студентов на 10 тысяч жителей, став практически вровень с Москвой и Санкт-Петербургом. Наращивают темпы расширения образовательных услуг Красноярск и Иркутск. Число людей в этих городах с разными видами высшего образования уже приблизилось к цифре 40%, после которой начинается самоподдерживающийся инновационный эффект. Очевидно, что все эти города могут стать эффективными центрами российской национальной инновационной системы.

Новые задачи – про-инновационное образование и закон о защите авторских прав

Проблема заключается в скорейшем изменении законодательства, которое бы стало защищать права ученых, инженеров, создателей технологий, изобретателей, инноваторов,  скорейшем создании новой системы поддержки инновационных проектов, как государством, так и частным бизнесом, и создание нового про-инновационного образования. Главной целью этого образования должно стать обучение двух новых профессиональных групп: новаторов – тех, кто знает, как создать и реализовать идею,  и инновационных менеджеров – тех, кто знает, где найти идею и как оказать необходимую организационную и финансовую поддержку для выхода полезного продукта изделий на рынок к потребителям.

Без них создание и продвижение полезных новшеств на рынке инноваций не возможно, какими бы не были успешными ученые и изобретатели. В этом главный вызов времени.

Прежняя эпоха обеспечила России прорыв в науке, теперь нужно совершить новый прорыв в создании эффективной системы поддержки труда ученых и изобретателей.

Равнение на Ломоносова

Идеальным образцом успешной инновационной деятельности, как в производстве, так и в искусстве может стать для многих Ломоносов, по масштабу и эффективности фигура значительно более многообразная и не менее эффективная , чем Эдисон. В США сейчас работают более ста «школ Эдисона», в которых готовятся более 75-ти тысяч молодых людей для того, чтобы быть успешными новаторами и инновационными менеджерами.

Не пришла ли пора нам в России начать открывать «школы Ломоносова»?

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта