Главная страница

 

Конец прекрасной эпохи

Читать беседу двух учителей, опубликованную в газете «Известия» и предлагаемую сегодня вниманию наших читателей, просто горько. Два заслуженных педагога фактически оплакивают дело, которому посвятили жизнь. И, увы, они не одиноки.

Мы публиковали уже интервью с директором одной из интереснейших московских школ Александром Тубельским, помещали на нашем сайте статьи из различных печатных изданий, посвященные современному состоянию школы и проводимой в ней реформе. К сожалению, перемены, происходящие сегодня в нашем образовании, поддерживают только чиновники, эти реформы проводящие. Те, кого эти реформы касаются непосредственно, прежде всего учителя – в ужасе от творимого нашими «образованцами».

Прекрасно понимая, что нам не удастся остановить министра Филиппова и его команду, мы еще раз хотим познакомить читателей с компетентным мнением о происходящем сегодня в российской школе: вдруг вопросом заинтересуется кто-то, кто может изменить ситуацию.

Надежда, как известно, умирает последней. Вполне возможно, что отечественная школа умрет раньше.

Александр Савицкий


 

Газета "ИЗВЕСТИЯ", 3 октября 2003

ЭПОХА ЭНТУЗИАСТОВ КОНЧАЕТСЯ

Диалог на тему: как выжить современному учителю

 

Леонид КЛЕЙН - учитель литературы в частной гимназии "Интеграция ХХI век", а Елена АФРИНА - преподаватель физики в одной из лучших московских государственных гимназий - № 1567. Оба этих учебных заведения элитарные, то есть не для всех. Первое - по понятным причинам, а второе - потому, что попасть туда могут только те, кто действительно хочет учиться. Таких школ в столице наперечет. "Известиям" было интересно узнать, как живется сегодня учителю сильной государственной гимназии и учителю качественной частной школы. И еще - у какой черты стоит наше образование сегодня.

Учителя не хотят идти в частную школу

Л.К.: Что безусловно положительного для учителя, работающего в частной школе? Это, конечно, условия работы: большие финансовые возможности, все условия для творчества - от ксерокса до лазерного проектора, прекрасная библиотека, возможность приглашать любых людей для выступлений, конференций (и школа это оплатит)... Но самое главное - это, конечно, маленькие классы. Когда класс состоит из 10-12 человек, есть реальная возможность заниматься по индивидуальному плану, вытягивать детей. Частная школа во многом коррекционная; она может вытащить слабого ребенка. И он начнет учиться. Ну и, конечно, фактор зарплаты.

Е.А.: Да, это два аргумента, против которых "не попрешь". Но при всех преимуществах частных школ я знаю многих учителей, которые туда не идут. Выдержать такой диктат трудно. Женщинам-учителям сначала велели покраситься, потом им не рекомендовали надевать "это", а кроме того, им предписывалось сидеть в школе с утра до вечера (когда работы не было). Мало кто способен такое выдержать даже за большие деньги. Впрочем, я говорю о тех, кто поработал в частной школе, имея опыт работы в хорошей. государственной школе. Под этим я понимаю две вещи: много хороших учителей, между которыми существует определенный микроклимат, плюс дети, настроенные на учебу. Я помню, как к нам пришел мальчик из частной школы. И, поднимаясь по лестнице, я невольно услышала разговор наших мальчишек с этим новеньким. Он спросил: "А почему у вас в туалете никто не курит?" Ему отвечают: "А это у нас не круто. Он спрашивает: "А что у вас круто?" И получает ответ: "Знаешь, на каникулах мы ходили и сдавали досрочные экзамены - в МГУ, потом в МИФИ, потом в Бауманский. Вот некоторые в шесть институтов сдали... Это у нас круто!" Мне было очень интересно. У нас не все дети такие, но важно, что именно они задают тон.

"Красная зона"

Л.К.: Да, но когда я вижу детей, которые из хорошей государственной школы переходят в частную, и спрашиваю их родителей, зачем они это делают, мне отвечают: там уже некому было учить (текучка кадров). А у вас по составу классы хуже, но зато какие учителя! Конечно, с такими школами, как 1567-я или с 57-я, нам конкурировать трудно.

Частные школы в Москве очень разные. Хорошие частные школы - как "красная зона". Это криминальный термин. То есть это зона (тюрьма), где хозяева - не воры в законе, а администрация тюрьмы. Хорошая частная школа - это "красная зона", где победили администрация и коллектив учителей. Поэтому в Европейской гимназии, где я работал, невозможно было бы представить, что кто-то курит в туалете. В некоторых других частных школах десятиклассники могут выбрасывать учителей из класса.

Скоро не будет учителей

Е.А.: Из всего этого следует, что хороших государственных школ не намного больше, чем хороших частных. В 5-7-е классы к нам переходили дети из очень дорогих частных школ, которые не умеют складывать дроби, но зато они хорошо плавают, ездят верхом и иногда хорошо говорят по-английски... А уж что говорить о переходящих к нам старшеклассниках! Их учат на примитивном уровне. Все дело в крайне ограниченном количестве по-настоящему хороших учителей. Их по каждому предмету в Москве человек десять. Скоро мы вообще столкнемся с ситуацией, что учить будет некому. Я знаю, что из 70-100 выпускников физфака пединститута в школу идут человек пять. Средний возраст учителей физики по Москве - 54-55 лет. Но ведь пройдет совсем немного времени, и их не будет. В московских школах не хватает учителей физкультуры, английского языка и многих других предметников. Понятно, что никаким открытием новых пединститутов проблема не решится. На данном этапе об этом вообще никто не думает.

Зарплата учителя

Е.А: Знаете, сколько получает московский учитель в государственной школе (это при всех "повышениях")? Учитель самого высокого - 15-го - разряда (его дают заслуженным учителям, кандидатам наук) имеет официальную зарплату 1630 рублей! С лужковской надбавкой - побольше: 3437. Вычтем из них 13% и получим на руки меньше ста долларов. За 18 часов в неделю учитель самой высокой квалификации получит только эти деньги. Гимназическая надбавка - 15%. То есть сто долларов он на руки получит. Как жить на эти деньги учителю, у которого жена и дети? Теперь посмотрим, сколько получает молодой специалист. Когда в школу приходит студент, который хочет поработать в школе, его ставка за 18 часов - 830 рублей. С лужковской надбавкой это 1507. А если он только что закончил вуз, то с надбавкой он получит 1676. Теперь представьте себе молодого человека, который рвется поработать в школе. Что он может себе позволить на эти деньги? Купить проездной и питаться в школе в дни, когда он работает. Одевать и кормить его по-прежнему будут родители.

Л.К.: Как сказала моя знакомая учительница из знаменитой 57-й школы, за удовольствие работать с такими детьми надо платить. И я готов понять эту точку зрения, но не готов разделить. Человек должен получать достойную зарплату. Поколение энтузиастов кончается.

Образование у последней черты

Е.А.: Проработав 37 лет в школе, я могу сказать: сегодня наше образование находится перед обрывом, и все делается для того, чтобы стало хуже, чем было. Всплеск 1989 года, когда в школе разрешили делать то, о чем можно было только мечтать, когда появились первые гимназии, давал надежду на интересную работу. И все эти годы нам все время "повышали" зарплату. Но каждый год она почему-то оказывалась на 600 рублей меньше, чем была. Вот и теперь с 1 октября нам должны повысить зарплату. Но реально этого не будет: чтобы дети не утомлялись, решено снять "лишние" часы. Но при этом программы остались прежними. Как решить эти проблемы? Об этом "наверху" никто не подумал.

То же самое происходит и с гимназической надбавкой. Раньше эти 15% отсчитывались от всей нагрузки. Сейчас - от ставки (18 часов).

При этом на ЕГЭ потрачены гигантские деньги. Они не вложены в развитие образования, а розданы людям, которые якобы эту реформу двигают. Несколько лет назад огромное количество денег было вложено в реформу двенадцатилетки, от которой удалось отбиться. Реформа образования идет так: еще ничего нет, но уже потрачены гигантские деньги, и все это начинают запихивать в школу.

Л.К.: То, что реформу образования нужно начинать с вкладывания денег в пединституты, с повышения зарплат преподавателям вуза и школы, это безусловно. Ее нужно начинать с повышения статуса учителя.

P.S. В одном из ближайших номеров Елена Африна и Леонид Клейн поговорят о проблеме ЕГЭ, об аттестации и аккредитации школ...

Материалы подготовила Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА

 

 

Высказаться


Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель