ОТКРЫТАЯ ГАЗЕТА
Партии СЛОН

В НАЧАЛО

www.slon-party.ru

Надежда Люрья, профессор Томского государственного педагогического университета

Новое время – новые задачи

 

В образовании как социальном институте современного общества происходят существенные изменения. Они отражают сложность взаимоотношения между обществом и системно организованным образованием.

Кризисные явления в образовании связаны с расхождением между системной организованностью, построенной под цели прошлого, а потому изжившей себя, и новой культурной ситуацией, сложившейся за последние годы, которая проявляет себя через новые цели и идеалы. При этом на системно организованное образование возлагается новая функция - фундаментализация образования.

Что такое «фундаментализация»? Этим термином обозначается процесс включения в базовое содержание образование нового содержания. Это и стремительно изменяющиеся знания в различных областях, и приобретаемый опыт социальной практики – все то, что обеспечивает эффективный механизм трансляции культуры.

Процесс, о котором идет речь, связан как со значительными изменениями и открытиями в самой культуре, так и с внутренней структурно-функциональной перестройкой образовательного института. Это проявляется в том, что образовательные функции выполняют специалисты самых различных профессий. В частности, функции образовательного института перенимают на себя другие институты общества. И мы можем сказать, что привычная институциональная форма образования преодолевается, размывается, превращается в «образовательное пространство» проживания людей современной цивилизации. Поэтому все сферы жизнедеятельности человека приобретают или выполняют педагогические функции. Все общество становится педагогическим. А потому резко возрастает значимость педагога, педагогической специальности, педагогических вузов.

Мы знаем, что ведущие культурные ценности проявляются через идеал образованности личности, когда современный человек связывает свои смысловые ценности с образованием. В результате образовательный институт пытается выполнять в настоящее время функции, которые ранее ему были не свойственны. Он выполняет работу по самоопределению, самореализации, определению смыслов для современной личности. Раньше эти функции выполняло либо государство, задававшее цели, идеологию и идеалы воспитания, либо религия, либо семья через традиционно передаваемые ценности. В настоящее время провозглашаемые плюрализм мнений и «свобода выбора» предполагают передачу этих функций в ведение системы образования.

В связи с этими существенными изменениями в современном образовании можно наметить те направления, по которым необходимо оценивать его качество.

Во-первых, критерии оценки качества должны учитывать, насколько востребовано в обществе содержание той или иной дисциплины. Также должно быть учтено, достаточно ли эффективно используются новые методы и методики «автоматизации» известного содержания в базовые учебные дисциплины. Необходимо выработать критерии связи между близкими дисциплинами. Сокращение времени стандартных курсов возможно только при эффективной работе в этом направлении.

Во-вторых, возрастающая значимость педагогической деятельности в обществе требует соответствующей оценки каждого специалиста. Оценки не только по своей специальности, но и в соответствии с его педагогическими умениями и навыками; пониманием своей роли в качестве педагога на любом общественном поприще. Поэтому необходимо формировать ответственность и обеспечивать соответствующее качество образования вузов педагогической направленности в современном обществе.

Третий аспект, по-видимому, наиболее важен, поскольку определяет эффективность первых двух показателей качества Он касается новых функций института образования. Новые цели и идеалы, не проявленные в ясном и отчетливом для всех виде, находят выражение через изменение индивидуальных личностных мотивов и интересов, мировоззренческих ориентиров, смыслов, идеалов. Реформы образования будут успешны, только если педагогика сможет включить в свою деятельность сложную работу по самоопределению обучаемого, нахождению им собственных смыслов и включению их в свою обучающую, профессиональную игровую, воспитательную и другую деятельность.

При этом изменятся функции различных ступеней образовательной системы. Например, для высшего образования станут актуальными такие задачи, как конструирование содержания образования в междисциплинарных областях, где отсутствует достаточный опыт профессиональной деятельности, обеспечение педагогическое образование, выполнение смыслообразующей функции для индивида.

 

 Редактор - Е.С.Шварц   Администратор - Г.В.Игрунов
 Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.