SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

Юрий Косов, профессор. С.-Петербургские ведомости, 18 января 2003г.

Силовой супермонстр

США в поисках адекватного ответа мировому терроризму

В конце ноября президент США Джордж Буш подписал указ об образовании нового министерства. Примечательно, что это событие вызвало интерес не только в Америке, но и в международном сообществе. Ведущие СМИ многих стран подали информацию об изменениях в структуре американского правительства как важное и сенсационное сообщение. Почему же на первый взгляд обычная бюрократическая реорганизация приковала к себе всеобщее внимание? Ответ на этот вопрос связан как с традициями развития американской государственности, так и с трагическими событиями недавнего прошлого, потрясшими миллиарды людей.

Нестандартное решение

Вообще США в отличие, скажем, от России относятся к тем странам, политическая элита которых уверена, что количество министерств, входящих в состав правительства, и эффективность государственного управления отнюдь не связаны между собой прямо пропорциональной зависимостью. Так, на протяжении всего XX столетия в этой стране было образовано всего восемь новых министерств в составе федерального правительства, т. е., выходит, менее одного в десятилетие. Уже только поэтому появление первой в нынешнем столетии новой министерской структуры в администрации президента США заслуживает пристального внимания.

Тем более что само название новой структуры — министерство внутренней безопасности — свидетельствует, что она будет заниматься вопросами чрезвычайного и совсем не мирного свойства. Последнее по времени созданное в 1989 году при администрации Дж. Буша-старшего министерство имело сугубо мирную и социальную направленность и было призвано заниматься делами ветеранов. Кстати сказать, у нас в стране при наличии массы различных министерств аналогичное американскому никогда не существовало. Характерно, что в целом руководство США не могло пожаловаться на недостаток силовых структур и специальных служб. Мощное министерство обороны, в котором только гражданских служащих насчитывается порядка миллиона, а кроме того, ЦРУ, ФБР, Агентство национальной безопасности, Совет безопасности и т. п.

Тем не менее вызовы, с которыми столкнулись США 11 сентября 2001 года, оказались совершенно иными, качественно отличными от угроз минувшего века, на отражение которых и были ориентированы все силовые структуры мощной американской государственной машины.

Новое министерство, как свидетельствует американская печать, объединило в себе полностью или частично ресурсы 22 федеральных ведомств и обойдется американцам приблизительно в 40 млрд долларов (почти годовой бюджет РФ), в его штате будут трудиться 170 тысяч человек.

Асимметричные угрозы

Новые угрозы, исходящие от мирового терроризма, получили название асимметричных.

Во-первых, это асимметрия политическая. Современным государствам угрожают совсем не им подобные государственные образования. Все основные доктрины национальной безопасности прошлого трактовали обеспечение национальной безопасности как защищенность территории страны от возможной агрессии со стороны другого государства или группы государств. В сентябре позапрошлого года мир стал свидетелем, как негосударственная террористическая организация смогла нанести ущерб единственной сверхдержаве современного мира, сопоставимый с материальными и, что особенно ужасно, людскими потерями, характерными для локальной войны средней интенсивности.

Во-вторых, асимметрия географическая. Каждое государство четко и определенно локализовано на нашей планете, занимая определенную территорию. Организации, подобные «Аль-Каи-де», рассредоточены в мировом геополитическом пространстве. Обнаружить их штабы и структурные подразделения не так просто.

В-третьих, силовая асимметрия. Конечно, невозможно поставить в один ряд силовые потенциалы США и других великих держав современности с военными ресурсами международных террористических организаций. Однако последние выбирают в огромных государственных организмах наиболее уязвимые места и действуют относительно малыми силами при проведении своих акций.

Ну и наконец, ценностная асимметрия. Традиционные для демократических обществ права человека, включая священное право на жизнь, в ходе террористических актов сознательно приносятся в жертву политическим интересам и целям.

Надо сказать, что анализ асимметрических угроз в ходе планирования мероприятий по обеспечению национальной безопасности не являлся чем-то новым для правительства США и его ведомств. Однако проблема заключалась в том, что они готовились к отражению этих угроз на других направлениях и в ином виде, чем они оказались в реальности. Силовые структуры США были ориентированы на предотвращение и пресечение терроризма, подобного ведению военных действий, при этом особое внимание уделялось пресечению возможных попыток проведения террористических актов с применением оружия массового поражения — ядерного, химического, биологического.

Но враг, как говорится, ударил с другой стороны. При нападении на США оружие массового поражения не использовалось, убедительных доказательств, свидетельствующих о причастности к этому так называемых стран-изгоев, за исключением одиозного правительства «Талибан» в Афганистане, пока не обнаружено. Главным орудием агрессии стали пассажирские авиалайнеры. Мы будем, вероятно, недалеки от истины, если предположим, что новое суперминистерство возглавит и будет координировать работу американских аналитических центров и служб по переосмыслению концепции национальной безопасности в свете проявления асимметричных угроз в совершенно новых и неожиданных формах.

«Билль патриотов»

Американцы не были бы американцами, если, для своего силового супермонстра не заложили бы соответствующий юридический фундамент. Им стал новый закон США с борьбе с терроризмом. Он был принят в кратчайшие, можно сказать рекордные, сроки и подавляющим большинством конгрессменов — уже 24 октября 2001 года, т. е. спустя полтора месяца после кровавых сентябрьских событий в Нью-Йорке, законопроект был утвержден палатой представителей (357 человек голосовали «за» и только 66 «против»), на следующий же день сенаторы почти единогласно (один «против») поддержали этот закон.

Как отмечают специалисты-правоведы, новый закон имеет весьма длинное и несколько пафосное название — «Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку путем обеспечения надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему». Краткое, принятое для повседневного рабочего использования название закона также несет идеологическую нагрузку — «Акт патриота США 2001 года».

Ныне закон подвергается в либеральных кругах серьезной критике, причем не только и даже не столько за поспешность его принятия. Особые опасения вызывают те широкие полномочия, в частности в такой деликатной сфере, как электронное наблюдение, которые предоставляются правоохранительным органам. Высказываются опасения, что принятие подобных актов может привести к утрате Америкой традиционной приверженности гражданским свободам и правам человека.

Напротив, представители официальных властей горячо заверяют американских граждан, а заодно и мировое сообщество, в своей приверженности конституционным устоям страны и Биллю о правах человека.

Интересное мнение в данной связи высказал известный российский юрист-международник В. Власихин: «Вызов терроризма неизбежно поставил власть перед необходимостью ревизовать некоторые прекраснодушные, неоправданно либеральные подходы к регулированию общественной жизни, что в значительной мере проявилось в новом антитеррористическом законодательстве. Может ли это законодательно стать орудием государства для реализации его своекорыстных целей в деле ужесточения контроля за личной жизнью американцев, покажет практика его применения с учетом фактора конституционной «закалки» американского общества».

Недавно стало известно, что президент Буш назначил главой суперминистерства внутренней безопасности бывшего губернатора штата Пенсильвания Томаса Риджа, который уже был координатором антитеррористических мероприятий сразу после событий 11 сентября. Также известно, что Ридж является личным другом президента.

Так что по всему видно, что перспективы у новой силовой структуры, по крайней мере на ближайшее время, самые благоприятные.

Юрий  КОСОВ, профессор

См. также статью Ю.Косова ГЕНЕЗИС КОНЦЕПЦИИ «УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ» и его выступление на конференции "Переосмысляя современность" в октябре 2002 года.

 

 

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта