Приложение Целевая установка Правительства для образования совершить переход на международные стандарты профессионального образования и инноваций, ориентированных на потребности малого и среднего бизнеса повышение качества и доступность социальных услуг (прежде всего, образования и здравоохранения) передача определенных функций правительства саморегулируемым организациям, институтам гражданского общества выявлять и реализовывать отечественные конкурентные преимущества увеличить спрос на инновации создание национальной инновационной системы, развитие рынка объектов интеллектуальной собственности © Ю.Н.Москвич, 2004 Источник: http://www.regions.ru. Михаил Фрадков: Перед Правительством России стоят пять важнейших задач. Планируемые меры по модернизации высшего образования в России (официальная позиция Правительства РФ) - Повышение качества профессионального образования и обеспечение его интеграции в мировое образовательное пространство. - Воспроизводство и поддержка кадрового потенциала образования и науки. - Разработка нового (взамен сметного) механизма финансирования вузов. - Создание государственной системы кредитов на получение высшего образования. - Формирование систем поддержки трудоустройства и занятости студентов. © Ю.Н.Москвич, 2004 ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (официальная позиция Правительства РФ) обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; © Ю.Н.Москвич, 2004 Источник: Компания ФБК, www.fbk.ru 1. ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ · экономика общего образования. Перевод финансирования заработной платы и учебных расходов школ на уровень субъектов Российской Федерации. · управление школой. Развитие внебюджетного финансирование школ и создание управляющих советов (к 2007 г.). Управляющие советы планируют ввести к 2007 г. Основные функции управляющих советов: o организация помощи школе (включая привлечение внебюджетных средств), o контроль за жизнью школы (качество учебного процесса, внеучебная работа). Пройденный этап: получение школами статуса юридического лица. · повышение качества образования. Увеличение количества часов преподавания иностранных языков, экономики, права и граждановедения. Усиление специализации на последних годах обучения для лучшей подготовки школьников к поступлению в ВУЗы. Переход на новые образовательные стандарты планируется с 1 сентября 2006 г. © Ю.Н.Москвич, 2004 Источник: Компания ФБК, www.fbk.ru 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2004-2006 гг. (официальная позиция Правительства РФ) · реализация комплекса мер по введению новых стандартов общего образования и профильного обучения; · создание при всех школах страны управляющих советов; · повышение квалификации учителей по новому содержанию общего среднего образования и информационным технологиям; · разработка и реализация Государственной программы воспитания детей и молодежи на 2005-2010 годы; · создание в школах страны органов, структур самоуправления учащихся и студентов; · завершение эксперимента по введению ЕГЭ; · повышение заработной платы работников образования и ее приближение к средней по промышленности; введение отраслевой системы оплаты труда в образовании; · реализация программы подключения образовательных учреждений к глобальным информационным сетям; · создание системы и индустрии производства электронных образовательных продуктов; · реализация в полном объеме поставки комплектов спортивного оборудования и инвентаря во все российские школы. © Ю.Н.Москвич, 2004 Источник: Компания ФБК, www.fbk.ru 3. ОСНОВНЫЕ характеристики ОБРАЗОВАНИЯ в россии (2002/2003 гг.) 1. Вклад в создание ВВП страны – более чем скромный, всего 2,9% (более чем на 50% меньший, чем в развитых странах). 2. Рыночные услуги минимальны, всего 17%. 3. Общая численность учащихся в 2002/2003 учебном году составляет 29,2 млн. чел. 4. Высшее профессиональное образование получают 5,9 млн. чел., в два раза больше, чем среднее профессиональное (2,6 млн. чел.) 5. Число вузов достигло 1000 (из них 63% государственные), почти в два раза больше, чем в 1990 г. Количество студентов возросло за это время более чем в два раза. 6. В настоящее время российские вузы способны принять более половины выпускников и по пропускной способности соответствуют спросу на него. Из 2,5 млн. выпускников 2002 г. в вузы поступило 1,3 млн. чел. 7. Среди государственных вузов первое место по численности занимают образовательные вузы – 27,3%. Практически каждый четвертый вуз России готовит специалистов в области образования. 8. 70% студентов обучается в университетах, 30% - в академиях и институтах. © Ю.Н.Москвич, 2004 Источник: Компания ФБК, www.fbk.ru 4. Кто сейчас работает в образовании россии? (2002 г.) · Среднегодовая численность работников образования – 5,9 млн. чел., 9% всех занятых в экономике. · Численность работающих в образовании последние 8 лет постоянно растет, и количество принятых работников превышает количеству выбывших. · 81% из них – женщины. · Средний возраст – 40 лет. · Около 21% из работающих имеют возраст от 20 до 29 лет. · Высшее профессиональное образование имеют почти половина работников (48,2%), среднее профессиональное – 27,5%. · Начисленная номинальная зарплата в ноябре 2003 г. составила 4032 рубля (67% средней по экономике). © Ю.Н.Москвич, 2004 Источник: Компания ФБК, www.fbk.ru 5. доступность высшего образования в россии (число студентов на 1000 человек населения, 2000 г.)
· Россия – 50. · Франция – 34. · Канада (1999) – 40. · Норвегия – 42. · Австралия (1999) – 56. © Ю.Н.Москвич, 2004 Источник: Компания ФБК, www.fbk.ru 6. меры по повышению качества образования в россии Переименование институтов в университеты – высшие учебные заведения исследовательского типа – должно сопровождаться изменением содержания учебного процесса, обеспечивающегося развитием научных исследований, поскольку основной задачей университета является производство знаний в целях развития содержания образования (доктрина Гумбольдта, начало XIX века). 7. СТОИМОСТЬ РОССИИ (по данным ФБК, 2000 и Всемирного Банка, 1998) 1. В абсолютном выражении – около 33,6 трлн. долл. США (975 трлн. руб.), что сопоставимо со стоимостью Японии (38,1 трлн. $), но заметно уступает Китаю (178,1 трлн. $) и США ( 105,6 трлн. $). 2. В среднедушевом выражении – около 240 тыс. $ (6,86 млн. руб.) близком к Финляндии (241 тыс. $), что значительно больше, чем в Португалии (175 тыс. $), Китае (148 тыс. $), Индии (20 тыс. $), но гораздо меньше, чем в США (401 тыс. $), Швейцарии (352 тыс. $), Японии (304 тыс. $). В рейтинге Всемирного Банка Россия делила бы 17-18 место с Финляндией. © Ю.Н.Москвич, 2004 Источник: Компания ФБК, www.fbk.ru, A.Kunte, K.Hamilton, J.Dixon, M. Clemens Estimating National Wealth: Methodology and Results. World Bank Environment Dept. Papers, Paper No. 57, January 1998 8. ПЕРСПЕКТИВЫ УДВОЕНИЯ ВВП россии к 2010 году (по данным ФБК, 2004 г.) 1. Суммарная ВДС будет расти со средними темпами в периоды: с 2003 по 2007 около 7,3% с 2008 по 2010 около 6,9% с 2011 по 2012 около 5,9% среднее за весь период 2003-2012 6,9% 2. Суммарный объем ВДС российской экономики удвоится (по сравнению с 2002 г. лишь к 2012-2013 г. 3. Наиболее высокими темпами будут расти связь (13,1%) и промышленность (8,6%). Образование будет расти со средними темпами в 4,1%. © Ю.Н.Москвич, 2004 Источник: Компания ФБК, www.fbk.ru, A.Kunte, K.Hamilton, J.Dixon, M. Clemens Estimating National Wealth: Methodology and Results. World Bank Environment Dept. Papers, Paper No. 57, January 1998 9. бедность в россии. основные особенности (по данным Всемирного Банка, 2004) 1. Самые бедные категории – сельские жители, дети и безработные. В селе за чертой бедности проживает около 30,4% против 15,7% горожан. 2. Доля бедных обратно пропорциональна величине населенного пункта. «Чем больше город, тем меньше в нем бедных!» Москва – всего 6,6%. 3. Среди детей (моложе 16 лет) бедным является каждый четвертый (26,7%). 4. Среди безработных – каждый третий. Источник: О.Кондрашова. Всемирному банку виднее. «Новые известия» www.newizv.ru/print/?id_news=11954 10. бедность в россии (% людей с доходом ниже прожиточного минимума 2495 рублей, данные и прогноз Всемирного Банка, 2004 г.) Источник: О.Кондрашова. Всемирному банку виднее. «Новые известия» www.newizv.ru/print/?id_news=11954
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ТЕЛЕКОМПАНИИ REN TV, АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ ФБК И ГАЗЕТЫ «ВЕДОМОСТИ» К рыночным услугам относятся те из них, которые реализуются по экономически значимым ценам, обмениваются по бартеру на другие товары, услуги или активы или предоставляются работодателем своим работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме. К нерыночным относятся услуги, производимые институциональными единицами для их собственного конечного использования либо предоставляемые бесплатно или по ценам не имеющим экономического значения.
|