Юрий Симачев, директор Межведомственного аналитического центра, 7 апреля 2004г.
Социальная ответственность бизнеса
Статья Михаила Ходорковского, опубликованная 29 марта в газете «Ведомости», продолжает вызывать самые различные суждения. С просьбой прокомментировать его мы обратились к одному из авторитетных экспертов в области бизнеса.
- Юрий Вячеславович, не очень давно Вы выступали на конференции, разбиравшей вопрос: правильно ли делали наши бизнесмены, используя лазейки в законах для ухода от налога. И, как сообщали газеты, конференция пришла к выводу, что все было во всяком случае законно.
- Понимаете, в чем дело: когда существуют лазейки в налоговом законодательстве, то недостаточно социально ответственные фирмы всегда стремятся использовать эти лазейки. В наших условиях социально ответственные фирмы – понятие отнюдь не массовое. На своем уровне любая фирма понимает: если она не будет использовать эти лазейки, а большинство других фирм их используют, она становится неконкурентоспособной. И она тоже вынуждена использовать эти лазейки.
Если в американском законодательстве есть понятие целенаправленного использования различных схем для занижения прибыли, и это преследуется, то у нас таких понятий в принципе нет. Поэтому, если кто-то использует какую-то налоговую дыру, то в нынешних условиях оснований для преследования нет.
Да, надо налоговые лазейки закрывать: это создает неравные условия для фирм, поскольку кто-то имеет возможность ими пользоваться, кто-то нет. Это несправедливо.
- Вы только что сказали о социальной ответственности бизнеса. На прошлой неделе «Ведомости» опубликовали известную статью Михаила Ходорковского, который тоже неожиданно заговорил на эту тему.
У меня к Вам вопрос: какие последствия, причем не для самого Михаила Борисовича Ходорковского, а для бизнеса вообще может иметь такая статья одного из ведущих бизнесменов страны.
- Я всегда избегаю каких-то политических аспектов – они мне неинтересны. Я являюсь экспертом не по политическим, а по экономическим вопросам, а статья Ходорковского – прежде всего – некий политический манифест.
В то же время я бы с очень большой осторожностью относился к таким прямолинейным призывам к социальной ответственности бизнеса.
Я согласен, что бизнес должен осознавать свою ответственность перед теми, кому он платит зарплаты, перед населением тех городов, где он занимает доминирующее положение. Но это не должно носить совсем уж прямолинейный характер: вот теперь будьте социально ответственными и давайте договаривайтесь с региональными властями, в каких программах вы участвуете, в каком виде вы это делаете. Когда начинается какой-то договорной механизм взаимодействия с властью, начинаются вопросы: а какой бизнес считать социально ответственным? Это тот, что сумел с региональной властью договориться? А если какой-то не сумел? Возникает и еще один вопрос: а на каких условиях они договаривались?
Все это подвигает наоборот в сторону дополнительного вмешательства, прежде всего, местных властей в деятельность бизнеса. И на самом деле происходят процессы, связанные, прежде всего, со снижением эффективности, с ограничениями в росте производительности труда на таком предприятии.
Я с сомнением отношусь к каким-либо договорным схемам, даже в рамках социальной ответственности с местными региональными властями.
- То есть, бог с тем, что сказал Ходорковский, надо делать свое дело.
- Да, делать свое дело. И, конечно же, надо создавать условия для того, чтобы прививались в частном бизнесе некоторые элементы цивильности, социальная ответственность. Но звучит это очень неконкретно: а в чем это должно заключаться? В чем это должно состоять? Фирма должна платить зарплаты? Она платит. Скажите, сколько она должна платить? Нормативы что ли выставить предприятиям?
- Фирма платит такие зарплаты, чтобы сотрудники не разбежались и хорошо работали.
- Совершенно верно. И дальше возникает вопрос: в чем социальная ответственность? Людей не увольнять? Наверное. Желательно, по крайней мере, эти вопросы обсуждать с местными властями. По крайней мере, предупреждать, чтобы местные власти могли предпринять какие-то меры. Но, с другой стороны, если крупная компания этого не делает, наличие избыточного персонала ведет к тому, что компания становится все менее эффективной. Это тоже замкнутый круг.
Я бы понимал социальную ответственность в части, касающейся отказа бизнеса от поиска очередных лазеек в налоговом законодательстве (ведь в крупных фирмах есть целый штат людей, занимающихся поиском очередных дырок в законе) – вот это я считаю элементом социальной ответственности.
Беседовал Владимир Володин
Полный текст интервью публикуется www.nisse.ru