SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел

Давлат Худоназаров, режиссер, заместитель председателя партии «Союз людей за образование и науку» (СЛОН).

СТОЛИЧНАЯ газета. 26 июня 2003 г.

 

Когда американцы начали военную операцию в Афганистане, мне казалось,
что для них преодоление 30-летнего кризиса в этой стране, прекращение
бесконечной войны, возвращение миллионов беженцев будет делом чести.
Но ничего подобного ни США, ни другие державы не сделали

 

Афганский кирпичик

 

Семьям афганских беженцев, живущим в Англии, гуманитарные организации готовы предоставить по несколько тысяч долларов, чтобы они вернулись на родину. Но никто из них возвращаться не хочет.

Когда американцы начали военную операцию в Афганистане, мне казалось, что для них преодоление 30-летнего кризиса в этой стране, прекращение бесконечной войны, возвращение миллионов беженцев будет делом чести. По логике вещей после силовой операции было необходимо решать долгосрочные стратегические задачи по построению нормального гражданского общества. Но ничего подобного ни США, ни другие державы не сделали. Вместо этого американцы занялись сначала Ираком, а теперь Ираном. Ситуация же в Афганистане по-прежнему остается катастрофической. Причем американцами не была решена даже главная задача - освобождение страны от власти талибов. Основные силы движения «Талибан» сохранились на границе с Пакистаном, вблизи Пешавара, а в Северной провинции опять установлен талибский режим. Совсем недавно парламент этой провинции принял законы шариата. Президент Карзай способен контролировать только столицу страны, Кабул, все остальные территории контролируются различными группировками полевых командиров.

По-прежнему сохраняется феодальная структура общества, имевшая место еще во времена шаха. Перманентная гражданская война лишь усилила раздробленность местных правителей, а функции феодалов перешли к полевым командирам. Некоторые бывшие феодалы стали полевыми командирами и просто продолжили исполнять свои прежние функции. Согласования между Кабулом и провинциями нет никакого, и более того - между феодалами до сих пор продолжается война, хотя и не в тех масштабах, как в недавнем прошлом. Все это не позволяет объединить страну, а соответственно, поднять ее из руин. Но дело даже не в том, что между удельными князьями нет точек соприкосновения, которые им и не нужны. Важна политика, проводимая американцами. Если они по тактическим соображениям на начальной стадии сблизились с отдельными местными правителями - олигархами от войны, как я их называю, - то фактически это придало им определенный статус уже в новых условиях. Если такая тактика найдет свое продолжение, то это будет означать конец всем надеждам на реформирование Афганистана. Вместо этого необходимо вкладывать силы и средства в развитие в первую очередь экономики и социальной сферы страны по аналогии с программой «План развития Маршалла» в разрушенных странах послевоенной Западной Европы. То, что тогда удалось сломать сам милитаристский дух в Германии и в то же время создать совершенно иную идеологию, восстановить экономику и значительно повысить уровень жизни, я считаю самым выдающимся достижением мировой цивилизации XX века. Афганистан, конечно, отличается от послевоенной Германии, но очень важно сейчас представить здесь международные миротворческие силы более широко, причем не только в Кабуле, но и в регионах.

Необходимо инвестировать средства в строительство железных и автодорог, в существующие в стране прибыльные отрасли экономики. Даже за два срока президентства Буша всего этого, конечно, не осуществить, поэтому здесь требуется широкая долгосрочная программа инвестирования, причем силами не только Соединенных Штатов, но и развитых европейских стран. Необходимо создать условия для возвращения в страну миллионов беженцев и дать им работу, поскольку именно среди них находятся самые талантливые и способные на созидательную деятельность люди. Пока же вся экономика Афганистана держится на наркотиках: на производстве опиума и продаже героина. После талибов изготовление и объем продажи наркотиков не уменьшился, а увеличился.

На самом деле, несмотря на местную поговорку «Если у тебя есть ‘Калашников’ - у тебя есть хлеб», афганцы очень предприимчивые люди. Я только что смотрел материалы для документального фильма, который монтирует мой ученик. Он снимал беженцев, которые под давлением талибов хотели перейти границу, но Таджикистан их не пустил, и они оказались на островке между берегами реки Пяндж, по которой проходит граница. Оказалась, что эти афганцы с помощью самых примитивных средств ищут и находят золото там, где его никто никогда и не думал добывать. То есть даже в, казалось бы, безвыходной ситуации они не сидят сложа руки, а что-то предпринимают и довольно эффективно. Жителям Афганистана просто необходимо дать возможность для иной деятельности, нежели торговля наркотиками. Но как это сделать?

Помимо внешних программ и инвестирования необходима сильная личность во главе страны. Если Карзай устраивал на первых порах всех, то в перспективе Афганистану нужна здесь фигура другого склада. Здесь я вспоминаю Ахмад-шаха Масуда. Его не хватает в нынешнем Афганистане, потому что кроме военного таланта у него был и талант созидателя. Я был свидетелем того, как он принимал людей в течение целого дня: очень неформально, по-братски. Я несколько часов наблюдал за приемом и тогда уже подумал, что этот человек способен в другой, изменившейся ситуации эффективно строить, а не только воевать. Из своих бесед с ним в 1992 и 1995 годах я заключил, что он реальный афганский патриот. Да, он этнический таджик, а не пуштун, но тем не менее - патриот. И к тому же будучи командующим, обладая военными силами, в новых условиях он мог бы очень многое сделать.

Но в любом случае то, что в стране, наконец, установлен хотя бы формальный мир, я уже считаю первым кирпичиком. Очень важно заложить крепкий фундамент и правильно строить этот дом.

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта