SLON-PARTY.RU :: Начало

 

 

 

 


Главная страница
Идеология

Программные документы

Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления

Последние новости

Пресс-релизы

Архив новостей

Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов

СМИ про СЛОНа

Открытая партийная газета

Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы

Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

<<< К основному разделу

Владимир Самборский:

Когда умрет холопство…

Мы сидим с Владимиром Трофимовичем Самборским в мягких креслах холла гостиницы «Космос», предназначенных изначально для удобства иностранных туристов (у нас ведь особенно любят иностранцев). Перерыв в заседаниях учредительного съезда партии СЛОН. Стайками ходят молодые делегаты – студенты из Тюмени, Кемерово, Ставрополя, которых в «добрые советские времена» не пустили бы и на порог многоэтажной «интуристовской» гостиницы. Мы беседуем о временах новых, в которых, увы, так много еще осталось от ушедшей эпохи.

 

Владимир Самборский. Фото Глеба Игрунова

– Владимир Трофимович, сейчас Вы делегат съезда новой партии, а вообще ведь работаете с лидером СЛОНа Вячеславом Игруновым не первый день. Насколько я знаю, в основном по российско-украинским связям.

– Это сейчас в основном работа с Украиной. А началось с того, что я приехал к нему как к одному из основателей «Яблока». Я тогда был организатором в Сургуте городского отделения «Яблока». Так началось наше знакомство, это был июнь 98-го года. И уже четыре с половиной года мы с ним работаем. А последний год я участвую в программе «Год Украины в России», названной так нашим президентом Владимиром Путиным, инициатором которой является Игрунов.

– В последнее время в СМИ часто появляются заявления, что «год Украины» фактически провален, что программа затухает, так и не развернувшись.

– Я с горечью должен в очень большой мере согласиться с этим утверждением. Не абсолютно, но в большой мере. Что имеется в виду? Этот год должен был быть ярко расцвечен событиями, большими, средними, малыми, но это должно было быть темой номер один чуть ли не каждый день, как главная превалирующая тема. Есть, конечно, экстраординарные события: захват заложников или государственные визиты. Они всегда должны было быть на переднем плане, на авансцене политической жизни страны. Но в остальное время – год Украины, потому что переоценить значение отношений Украины и России невозможно. Увы, до сих пор это недооценено.

Когда Путин провозгласил 2002 год годом Украины в России, большинство людей, имеющих или украинские этнические корни, или связанных происхождением, рождением, совместными браками с Украиной, или, наконец, люди, просто понимающие значимость отношений наших государств, подумали: да, наконец-то, после Козырева, после Ельцина определен приоритет наш в политике. К великому сожалению, все, до чего дотрагивается чиновник, омертвляется или искажается до неузнаваемости. Мы знаем много таких примеров: кукуруза при Хрущеве, борьба с алкоголизмом при Горбачеве. Здравые, умнейшие мысли доводились до абсурда. В данном случае не то, чтобы до абсурда дошло, просто не произошло почти ничего.

Не произошло яркого праздника, не происходило, за исключением трех-четырех мероприятий, сколь-нибудь значимых событий. И это дает многим СМИ и политикам повод говорить, что такая значимая и для нашей страны, и для Украины акция провалилась. Я бы смягчил эту формулировку: не было сделано так, как замышлялось, не было сделано так, как было бы нужно сделать.

– А что было бы нужно на самом деле? Что упущено?

– На Ваш вопрос я бы ответил так: а что было сделано? Сделано было столь мало, что говорить о том, что было упущено, нет необходимости. Что сделано почти за целый год? Провели российско-украинский «Давос» в Одессе – настоящую встречу деловых кругов. Провели формально российско-украинский «Давос» в Харькове – абсолютно ритуальную встречу двух президентов, которая не оказала никакого влияния ни на развитие бизнеса, ни на взаимоотношения между Украиной и Россией.

– Это была политическая акция?

– Да, политическая акция в рамках «года», но не более того – демонстрация, скажем, декларация о намерениях. Казалось бы, после декларации должны быть энергичные шаги, конкретные действия. Так вот, конкретных действий не было. Не произошло изменения законодательства наших стран, которое помогало бы в частности бизнесу, а наоборот усилились таможенные препятствия. Вы помните: автомобили, сахар, квоты, НДС меняли, вводили, отменяли. Все это – антидействия. Поэтому вместо рассуждений о том, что же упущено, я скажу: работы как таковой и не велось.

Не было выдвинуто никаких значимых инициатив в развитие отношений наших стран. Даже на уровне деклараций крупных деятелей Украины и России. Был визит Кучмы в Ханты-Мансийский округ, где он выглядел просто нелепо: непонятно, зачем приехал президент соседней страны – не было сделано ничего, не подписаны никакие документы, одни ритуальные действа.

Только встреча в Одессе и была вполне деловой.

– Но она была уже осенью.

– Да, уже осенью, и организовывал ее Игрунов. А перед этим, благодаря тому же Игрунову, было проведено, я считаю, самое значимое из всех мероприятий – съезд выходцев с Украины, где люди были раскованы, искренни. Это не было заорганизовано, это было сделано не чиновниками. Это было сделано людьми при поддержке администрации, но не администрацией. Это очень важно. И там люди высказывали наболевшее. Это было значимое событие, обозначавшее, как мы должны действовать. А вот после этого не произошло изменений. Я приведу в качестве примера два факта.

Кто знает, что в Москве проходила выставка «Украина в России». А она была в Хаммеровском центре в июне месяце. Полный провал. Почему? Не было информационной поддержки, не было рекламы. Можно обвинять украинскую сторону, что она многого не сделала, можно обвинять нас. Но когда люди начинают соревноваться, кто глупее, кто хуже сработал – это нелепо, это глупо. Надо не упрекать друг друга, а искать именно те моменты, которые ведут к нормальному результату. А так огромные деньги вбуханы, выставка прошла, никто о ней не знает.

Второй пример. Проходил в городе Львове в начале ноября Второй международный форум по вопросам приграничного и трансграничного сотрудничества. От России был один делегат – я. Украина приглашала делегации 4-х регионов: Башкортостана, Татарстана, Санкт-Петербурга и Ростова. Но приглашения были посланы за 10 дней, за неделю. В трех регионах отказались: у них якобы расписано время. Из Петербурга прислали фамилии двух чиновников третьего уровня, каких-то заместителей начальников управлений мэрии, но они тоже не приехали. Приехал из Сургута я один, по личному приглашению губернатора Львовской области. О чем говорить, если один сосед организует международный форум, а другой на него не приезжает.

Возникает вопрос: почему так? На мой взгляд, и та, и другая сторона абсолютно не верят в то, что, действительно, можно при существующих реалиях как–то сдвинуть наши отношения. Чиновники лишь изображают усердие, чтобы ублажить Путина.

Но есть и глубинная проблема – это те стереотипы, те комплексы, что остались еще со времен Советского Союза. Прежде всего, это наша российская великодержавная спесь, гнусное, омерзительное явление, которое не так ярко проявляется, как раньше, но тем не менее. А на Украине, к сожалению, страшно развит «комплекс младшего брата». Это совершенно нелепое, глупое, абсурдное в нынешних реалиях понимание ситуации. Этот комплекс заставляет каждый раз доказывать то, что доказывать не нужно: мы тоже большие, мы тоже умные. Мы не «тоже», а просто два соседа, два равноправных партнера, которые должны извлекать взаимную выгоду из того, что жизнь нас поселила рядом.

И, конечно, интересы отдельных чиновников, очень далекие от интересов государства и народа. Знаете, как открывали в Сургуте украинский культурный центр?

– Как же его открывали?

– Это феерия! У нас в Сургуте живет 40 тысяч украинцев. Три года я пытался открыть украинский центр, но на мои письма мэрия отвечала, что нет помещений. В итоге мне в частном порядке один большой чиновник выделил три комнаты, я их отделал, и у нас был свой маленький украинский центр.

И вдруг прошло сообщение в прессе, что к нам едет Путин, а ведь он объявил «Год Украины в России»! И наш мэр по подсказке своего заместителя, зная о моих поездках и участии в международных конференциях, решил, что ему тоже надо принять участие и как можно быстрее. Надо ж пенки снимать, надо ж отрапортовать! Все решилось в 10 дней. На базе дома культуры газовиков «Камертон» все учреждается и открывается. Только украинцы имеют к этому, скажем прямо, косвенное отношение.

– Почему? Забыли?

– Да нет, просто он тут ни к чему. Одного чиновника назначают директором центра, другого – главным украинцем города Сургута (к счастью, очень приятного и хорошего человека), и так вот 12 ноября открывают центр. Событие, если не «планетарного», то «эпохального» значения. Присутствовали два чрезвычайных и полномочных посла: Виктор Степанович Черномырдин и Николай Петрович Белоблоцкий. Были и люди рангом пониже. Привезли артистов, приехал человек, который играл на скрипке Гварнери (нашего происхождения, но теперь как бы итальянец). Фантастическое зрелище. Изумительное шоу. В городе Сургуте проживает 40 тысяч украинцев, ни один из них при этом не выступал.

– История для Жванецкого или Задорнова. И главное – типичная

– Да. Холопы мы еще. Знаете, когда уходил Горбачев, и его мучили журналисты, он прямо сказал в камеру: «Хотите меня распять, так распните, если вам от этого легче будет, потому что вы – холопы». И холопство из нас еще не вывелось.

Вот я смотрю на нашем съезде на молодежь. Которая собралась, и думаю: «Пусть наша партия не перешагнет эти 5%, Бог с ним, зато собрались эти ребята. Мы должны вырастить их. Чтобы они не были холопами, чтобы они перестали врать. И это главное. Когда мы победим холопство, мы все сумеем сделать».

Беседовал Владимир Володин

 

 

Высказаться

 Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.