SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел

Оригинал материала см. на сайте МиК

Демократия на распутье

До начала следующего избирательного цикла остается более двух лет, однако, вопрос о том, какие партии в условиях нового избирательного законодательства смогут оказаться в будущем составе Думы, уже актуален. Интеграционные процессы, которые начались на левом и правом политических флангах, свидетельствуют о том, что дать возможность «Единой России» повторить сценарий 2003 года оппоненты партии власти не собираются.
Могут ли повлиять на активизацию интеграционного партийного процесса прокатившиеся по стране в связи с началом монетизации протестные акции? На них звучат политические требования, многие политические силы принимают в их организации активное участие, левые партии в связи с провальным стартом социальной реформы требуют отставки правительства, демократические силы обдумывают варианты создания новой объединенной партии. Каковы перспективы у данного процесса? Эти вопросы МиК задал Вячеславу Игрунову, лидеру партии «Союз людей за образование и науку» (СЛОН):

- На мой взгляд, связывать активизацию интеграционного процесса в политических партиях с уличными волнениями нельзя. Эти вещи, как я думаю, не связаны, и даже напротив, протестная активность может помешать объединению, потому что во время этой активности разные политические партии борются за доминирование в этом протестном электорате. Одни в них участвуют больше, другие – меньше. Есть надежда на то, что участие в этих протестных акциях повысит рейтинг партий, и поэтому партии не торопятся, и хотят использовать до упора возможности этой протестной волны, чтобы выйти на старт с более сильными позициями.

Поэтому, я думаю, что уличные волнения скорее задержат объединительный партийный процесс, чем его ускорят. Это первая позиция. А вторая позиция заключается в том, что я абсолютно не верю в возможность объединения «Яблока» и СПС. После заседания Комитета-2008 я говорил с несколькими участниками встречи. И, как я понимаю, они собирались к 15 февраля окончательно выработать свои подходы к интеграции, но пока этого не произошло.

Комитет-2008 избрал переговорщиков, которые должны были дать окончательное решение лидеров СПС и «Яблока», но из этого ничего не вышло. Полтора месяца, в сущности, ушло впустую. И я думаю, что эта ситуация будет продолжаться и дальше. Я совершенно не верю в переговорную способность «Яблока», и я совершенно не верю в то, что СПС сегодня может действовать как единая политическая сила.

Я думаю, что в конечном итоге появится еще один объединительный праволиберальный проект Рыжкова-Каспарова. И это только усилит конкуренцию на правом фланге, и отнюдь не будет способствовать объединению их политиков.

Ну, а если эти политики будут раздроблены, то и «Наш выбор» Ирины Хакамады тоже не может оказаться в одном из этих трех партийных проектов.

На сегодняшний день есть договоренность между четырьмя партиями – Партией развития предпринимательства, Демократической партии России, «Наш выбор» и нашей партии - об объединении. Собственно говоря, организационная часть уже почти решена. Понятна конфигурация и то, как могут быть объединены эти четыре партии, как они будут функционировать в переходный период, как будут устроены руководящие органы, как будут объединяться региональные отделения и т.д.

То есть, организационные вопросы в принципе, процентов на 90 или даже больше, решены. Остается решить политические вопросы, которые, конечно, являются некоторым препятствием.

Но, я хотел бы сказать, что здесь именно СЛОН является, с одной стороны, и площадкой для объединения, и главным препятствием для него. Дело в том, что недавно, на съезде СЛОНа партия приняла решение, что стратегическим и политическим партнером для «Союза людей за образования и науку» будет российская Партия жизни. Объясняется это тем, что у нас совершенно идентичные подходы к большинству вопросов. У нас очень близкие программы, и, в общем, существует некоторая человеческая совместимость. Сейчас мы проводим много совместных программ, и это позволяет нам рассчитывать на очень тесное сотрудничество в будущем.

Но в данном случае решены больше программно-политические вопросы, и если в четверке решены организационные вопросы, то организационные вопросы с РПЖ не решены. Это связано с различным генезисом наших партий, с тем, что мы все-таки позиционируемся очень по-разному. Мы вышли из оппозиционной среды, а Партия жизни формировалась в рамках существующей властной элиты. И наше сближение, конечно, сближает позиционирование каждой из наших партий. Но разный социально-психологический портрет участников этих партий все же требует серьезных организационных решений.

А политическое сотрудничество  с Партией жизни для нас предрешено. И эта составляющая является определенным препятствием для объединения четырех партий, постольку каждая из этих партий гораздо более оппозиционно настроена, чем СЛОН. Довольно радикальные позиции занимают и «Наш выбор» Ирины Хакамады, и Демократическая партия России. И достаточно оппозиционно настроена Партия российского предпринимательства.

Поэтому объединение в более широком контексте сегодня представляет, с одной стороны, организационную, а с другой стороны – политическую проблему. Но мы движемся в этом направлении и совершенно очевидно, что какие-то решения будут довольно быстро приняты. Если же такое объединение состоится, то я не исключаю, что оно может стать как бы стартовым спусковым крючком для более широкого объединения.

- А могут ли на фоне этих интеграционных процессов появиться новые лидеры, или выбирать в силу объективных факторов придется из тех, кто уже известен?

Сегодня практически все обозреватели обращают внимание на большие политические партии, на известность лидеров. Это Хакамада, Немцов, Явлинский, Каспаров, Рыжков. И при этом надо сказать, что эти фигуры обладают гораздо большей известностью, чем вновь начинающие политики.

Однако эта известность является не столько стартом в большую политику, сколько тормозом, потому что они и так хорошо известны стране. И если эта известность привела к серьезному снижению их популярности, когда самый популярный политик Ирина Хакамада имеет 3%, а Явлинский, Немцов, Рыжков и того меньше, причем намного меньше, это говорит о том, что им уже никогда не стать лидерами этого движения. Для этого нужно внутреннее преображение, внутренний пересмотр позиций.

И если Хакамада активно работает в этом направлении, и я лично сегодня вижу уже другую Хакамаду, не ту, какую я видел полгода назад, то что касается других политиков, они цепляются за старое тряпье. Более того, еще пытаются позиционироваться в стиле 1991 года, в еще более революционном ключе, чем это имело место в последние годы.

Но именно эта позиция вызывает отторжение у избирателей, неприятие у людей. Потому что с этими преобразованиями, которые были сделаны революционной командой Гайдара, они связывают многие несчастья нашей страны и хотели бы не иметь возможности повторить это.

Поэтому нужны новые лидеры, которым бы люди могли поверить. И я думаю, что если обратиться на региональный уровень и присмотреться к нынешним протестным движениям, то, наверное, можно ожидать, что из их рядов через три-четыре года выйдут новые фигуры, новые лидеры, которые и станут двигателями политического прогресса.

Так что присматриваться к известным партиям и известным политикам сегодня, как к возможным масштабным альтернативным лидерам России, наверное, не стоит. Надо ожидать появления новых лидеров с периферии, из рядов малых партий, к которым доверие людей не подорвано.


См. интервью В. Игрунова для kreml. org: Я не исключаю возможности объединения таких несовместимых людей, как Миронов и Хакамада

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта