SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

Сколько стоит Россия[8]

 

Москва, 2004 г.

 

Авторский коллектив: доктор экономических наук И.А.Николаев (руководитель), кандидат экономических наук И.Е.Шульга, С.А.Артемьева, А.М.Калинин.

 

РАЗДЕЛ 13. ОБРАЗОВАНИЕ

 

Показатели развития отдельных секторов

Отрасль «Образование» включает деятельность учебных академий, университетов, техникумов, училищ и других учебных заведений по подготовке кадров с высшим и средним специальным образованием, курсов по подготовке и повышению квалификации, детских домов, дошкольных учреждений, а также услуги лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в области образования.

В структуре отрасли выделяют следующие ступени образования:

∙ дошкольное образование;

∙ общее образование;

∙ профессиональное образование;

∙ дополнительное образование.

 

Образование вносит более чем скромный вклад в создание ВВП России – лишь 2,9% (279,2 млрд руб.). Большая часть создаваемой в отрасли ВДС приходится на нерыночные услуги[9]. И только 17% обеспечивается за счет рыночных услуг образования. Именно бюджетный характер финансирования является сегодня причиной низкой доли отрасли в ВВП страны.

Общая численность учащихся в 2002/2003 учебном году составила 29,2 млн человек (табл. 1). Кроме того, в учреждениях повышения квалификации и профессиональной переподготовки в 2002 г. обучалось еще 1,4 млн чел.

Численность обучающихся на разных ступенях образования в 2002/2003 учебном году, млн чел.

Всего,

29,2

в т.ч.

 

общее образование

18,9

начальное профессиональное образование

1,7

среднее профессиональное образование

2,6

высшее профессиональное образование

5,9

аспирантура и докторантура

0,1

 

Источник: Госкомстат России

 

Дошкольное образование

 

К дошкольным образовательным учреждениям (ДОУ) относятся организации, предназначенные для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет

– детские сады и центры развития ребенка.

На начало 2003 г. количество дошкольных образовательных учреждений составляло 48,9 тыс. Количество таких учреждений постоянно снижается. Еще в 1990 г. в России насчитывалось 87,9 тыс. ДОУ, т.е. сокращение произошло практически в два раза. В качестве основных факторов, повлиявших на динамику, можно отметить:

∙ отказ многих промышленных предприятий от содержания социальных объектов, включая ДОУ;

∙ снижение доступности дошкольных учреждений для малообеспеченных слоев населения вследствие либерализации отрасли, которая привела к тому, что достаточно большая часть дошкольных учреждений стала предоставлять свои услуги на платной основе;

∙ снижение рождаемости, которое привело к уменьшению потенциального спроса на услуги ДОУ;

∙ появление у обеспеченных слоев населения возможности найма нянь, что, соответственно, сняло необходимость устройства ребенка в садик.

 

На фоне снижения количества обычных детских садов происходит рост дошкольных учреждений для детей с ограниченными физическими возможностями. По сравнению с 1990 г. в 2002 г. число таких учреждений выросло на 26,3%.

 

Общее образование

 

В структуре общего образования выделяются:

∙ начальное;

∙ основное;

∙ среднее.

 

Начальное образование – это общеобразовательные школы, а также общеобразовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На начало 2003 г. насчитывалось 65,7 тыс. дневных общеобразовательных организаций (табл. 2), из них около 99% – государственные. Здесь также наблюдается снижение. Еще в 1995 г. в России было 69 тыс. общеобразовательных организаций.

Таблица 2

Число дневных общеобразовательных учреждений на начало 2003 г., тыс.

Всего,

65,7

в т.ч.

 

начальных

13,5

основных

12,3

средних (полных)

37,9

для детей с ограниченными возможностями здоровья

2,0

Источник: Госкомстат России

 

В 2002/2003 учебном году численность детей, обучавшихся в дневных общеобразовательных учреждениях составила 18,9 млн чел., из них 15,8% – учащиеся 10-11-х классов, 52,1% – 5-9-х классов и 29,4% – 1-4-х классов.

 

Профессиональное образование

 

К профессиональному образованию относятся:

∙ начальное;

∙ среднее;

∙ высшее.

В 2002 г. насчитывалось 3,8 тыс. заведений начального профессионального образования, 2,8 тыс. среднего профессионального образования и 1 тыс. высших учебных заведений, из которых 63% – государственные. Интересно, что при снижении количества организаций дошкольного и общего образования, количество ВУЗов в России растет каждый год. Так, к 2003 г. число ВУЗов выросло почти в два раза по сравнению с 1990 г., а количество студентов в них – более чем в два раза.

К высшим учебным заведениям относятся, прежде всего, университеты, академии, институты. Наиболее распространено именно университетское образование (рис. 1).

 

Рисунок 1.

Государственные ВУЗы по видам в 2003 г., %

 

                            Университеты        Академии        Институты   Прочие

Источник: Госкомстат России

Интересно, что в настоящее время российские ВУЗы способны принять более половины выпускников школ. В 2002 г. выпускников насчитывалось 2,3 млн чел., а в ВУЗы поступили 1,3 млн чел. Учитывая факт, что часть выпускников идет на другие ступени профессионального образования, а часть просто не продолжает обучение, высшее образование в России по пропускной способности практически полностью соответствует спросу на него. Высокий конкурс, который порой доходит до 10 и более человек на место, объясняется не нехваткой образовательных ресурсов, а привлекательностью ВУЗа или специализации.

Отраслевая специализация государственных ВУЗов в 2003 г. выглядела следующим образом:

 

Рисунок 2.

Распределение государственных высших учебных заведений по отраслевой специализации на начало 2003 г., %

Источник: Госкомстат России

 

Нужно отметить, что, несмотря на официальную специализацию ВУЗов, они часто готовят специалистов и других профессий. Так, достаточно распространенным явлением является наличие экономического и юридического факультетов, например, в пищевых или транспортных ВУЗах.

 

Дополнительное образование

 

Дополнительное образование несколько выбивается из общей структуры отрасли. Оно одновременно относится и к дошкольной, и к общей, и к профессиональной ступеням образования.

К учреждениям дополнительного образования детей и подростков относятся дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, спортивные школы и клубы общей физической подготовки, учреждения технической ориентации, эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности.

В 2002 г. в России насчитывалось 5,1 тыс. профильных, оборонно-спортивных и оздоровительно-спортивных учреждений.

 

Число детей и подростков, занимавшихся в 2002 г. в спортивных физкультурно-оздоровительных клубах, секциях, группах образовательных учреждений и детских, подростковых клубах, составило 8,3 млн. чел. (табл. 3). Обеспечивали дополнительное дошкольное и общее образование 8,9 тыс. учреждений.

Таблица 3

Численность детей и подростков, занимавшихся в спортивных физкультурно-оздоровительных клубах, секциях, группах образовательных учреждений и детских, подростковых клубах в 2002 г., млн. чел.

Всего,

8,3

в т.ч. в

 

спортивных школах и училищах

2,7

общеобразовательных школах

4,2

учреждениях начального профессионального образования

0,3

средних специальных учебных заведениях

0,3

в детских, подростковых клубах по месту жительства

0,8

 

Источник: Госкомстат России

 

Дополнительное профессиональное образование включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

В 2002 г. в организациях, обеспечивающих дополнительное профессиональное образование, прошли обучение 1,4 млн чел., из них 92,1% повышали квалификацию.

Экономические показатели

Динамика развития

 

Объем ВДС, произведенной в отрасли в 2002 г., составил 279,2 млрд руб., из них только 17% обеспечивалось рыночными услугами. Вклад образования в ВВП страны составляет лишь 2,9%.

Основную часть ВДС отрасли создают государственные учреждения образования. Их доля составляет около 80%, тогда как доля нефинансовых организаций – только 16%. Оставшиеся 4% приходятся на негосударственные коммерческие организации, обслуживающие хозяйства, и домашние хозяйства.

Объем платных образовательных услуг за девять месяцев 2003 г. составил 66,3 млрд руб. После падения доли образования в общем объеме услуг в середине 90-х гг. началось ее постепенный восстановление. В 2000 г. доля расходов на образование в общем объеме расходов на услуги составляла 8,5%, а в 2002 г. – уже 9,5%. При этом, в сельской местности этот показатель значительно выше – 11,4%, что связано, в первую очередь, с отсутствием эффекта масштаба, который приводит к тому, что образование в сельской местности относительно значительно дороже по сравнению с городом. Численность учащихся постепенно сокращается, а финансирование остается на прежнем уровне. В итоге получается, что обучение одного школьника или содержание одного ребенка в детском саду в сельской местности требует больших затрат по сравнению с городом.

Доля расходов на дошкольное образование составляет примерно 10% от всех расходов на образование.

Необходимо отметить, что основную часть платных услуг образования предоставляют государственные учреждения. В 2002 г. их доля составляла 61,5%. На частные образовательные организации приходилось только 27,1%. При этом наблюдается рост доли платных услуг государственных, а не частных образовательных организаций. Это связано с ростом доли учащихся в государственных учреждениях на платной основе (например, в 2002 г. 44% студентов государственных ВУЗов оплачивали свое обучение, тогда как в 2000 г. этот показатель составлял 34%), а также с появлением новых платных услуг (например, компьютерные игры в дошкольных учреждениях).

Цены на услуги образования за последние три года росли темпами, превышающими уровень инфляции (табл. 4).

Таблица 4

Темпы роста цен на услуги образования, %

 

2000

2001

2002

Услуги в системе дошкольного образования

116,7

124,2

133,6

Муниципальный детский ясли-сад

116,7

124,2

133,6

Услуги образования

119,2

118,7

125,8

Услуги среднего образования

118,0

117,7

123,6

Обучение в средних общеобразовательных учреждениях

122,1

125,3

125,9

Обучение в средних специальных учебных заведениях (колледж, лицей)

115,9

113,1

121,9

Услуги профессионального обучения

124,8

118,1

131,2

Курсы иностранных языков

121,1

119,4

129,3

Курсы профессионального обучения (бухучет, компьютерные, секретарь-референт и т.п.)

127,5

117,2

132,6

Услуги высшего образования

115,2

120,4

124,8

Обучение в негосударственных высших учебных заведениях

109,2

115,7

123,6

Обучение в государственных высших учебных заведениях

117,3

122,3

125,3

 

Источник: Госкомстат России

 

Рост цен на услуги образования привел к увеличению доли рыночных образовательных услуг в ВВП с 0,4% до 0,5%.

 

Финансирование образования складывается из бюджетных и небюджетных средств.

Основной источник финансирования – это консолидированный бюджет. Объем запланированных расходов на образование в 2004 г. составляет 531,2 млрд руб. (11% расходной части). При этом федеральный бюджет обеспечивает только 22% всех бюджетных расходов на образование. Оставшиеся 78% идут из средств бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Доля расходов на образование в консолидированном бюджете постепенно возрастает. В 2000 г. она составляла 9,8%, а в 2004 г. – уже 11% (рис. 3). Однако говорить о том, что образование становится приоритетом бюджетной политики нельзя, т.к. изменение доли на 12% за пять лет не показательно.

 

Рисунок 3

Доля расходов на образование в общих бюджетных расходах, %

                                          2000             2001             2002          2003          2004

Источник: Отчеты об исполнении бюджетов соответствующих лет

 

В 2004 г. объем запланированных расходов бюджетов территорий составляет 413,4 млрд руб. (19,3% расходной части). Доля расходов на образование выросла с 15,3% в 2000 г. до 18,1% в 2004 г. Это связано с переводом финансирования общего и дошкольного образования на уровень субъектов. В результате основная часть расходов на образование – 62,5% – идет именно на общее образование (рис. 4).

Рисунок 4

Структура расходов консолидированных бюджетов регионов в 2004 г., %

 

Источник: Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации на 1 апреля 2004 г.,

 

Доля расходов, запланированных в федеральном бюджете 2004 г. на образование, составляет 4,4% (117,8 млрд руб.) расходной части. В течение последних лет доля расходов на образование в федеральном бюджете колебалась на уровне 4,1 – 4,4% (рис. 3).

Структура расходов на образование в федеральном бюджете 2004 г. выглядит следующим образом:

Рисунок 5

Структура расходов федерального бюджета на образование в 2004 г.

 

Источник: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 г.»

Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющая доля средств федерального бюджета, выделяемых на поддержку образования (93,3%), направляется на финансирование профессионального образования. Такая ситуация не вполне соответствует выводам экономической теории, согласно которым государству следует сосредоточить усилия на финансировании общего образования, дающего наибольший социальный эффект (повышение грамотности и толерантности членов общества), а профессиональное образование наиболее эффективно финансируется частным сектором (через прямую и косвенную поддержку бизнесом соответствующих образовательных программ, непосредственную оплату учащимися за обучение)[10]. Подобная схема не только обеспечивает снижение структурных диспропорций на рынке труда (идет обучение именно тем профессиям, на которые предъявляется рыночный спрос), но и позволяет сэкономить бюджетные средства.

Рисунок 6

Структура расходов консолидированного бюджета на образование в 2004 г., %

 

Источник: Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации на 1 апреля 2004 г.

Что же касается небюджетных средств финансирования образования, то речь идет о средствах, полученных за счет продажи услуг. В 2002 г. объем платных услуг образования составил 72,9 млрд руб., из них 61,5% пришлось на государственные и муниципальные учреждения. Таким образом, и небюджетные средства зарабатываются в основном государственными и муниципальными учреждениями образования.

 

Состояние фондов

 

Величина основных фондов в образовании на начало 2003 г. составляла 572 млрд руб. (2,2% всех основных фондов в экономике). Общий показатель

 

Важно отметить, что вполне приемлемый показатель по износу основных фондов учреждений образования плохо отражает фактическое положение вещей. По данным Госкомстата России, в 2002 г. 37% общеобразовательных учреждений требовали капитального ремонта и 5,1% – находились в аварийном состоянии. Лишь 51,8% учреждений имели все виды благоустройства, 43,8% не имели канализации, а 22,7% – центрального отопления и еще 30,4% – водопровода.

Коэффициент ввода основных фондов в образовании достаточно низок. В 2002 г. по сравнению с 1990 г. этот показатель снизился на 85,9%. Например, если в 1990 г. было введено в действие дошкольных учреждений на 224,8 тыс. мест, общеобразовательных учреждений на 514,6 тыс. мест и высших образовательных учреждений на 204 тыс. мест, то в 2002 г. эти показатели составили соответственно 7,3 тыс. мест, 82,2 тыс. мест, 92,8 тыс. мест. Налицо падение показателей ввода более чем в пять раз.

Инвестиции в основной капитал сферы образования за 9 месяцев 2003 г. составили 1,8% всех инвестиций в экономику (25,4 млрд руб.).

Из средств федерального бюджета в 2002 г. по двум основным ФЦП было выделено 7 432,9 млн руб. (табл. 5) на капитальное строительство и ремонт образовательных учреждений.

Таблица 5

Государственные капитальные вложения, финансируемые из федерального бюджета по отдельным ФЦП в 2003 г., млн руб.

Федеральная программа развития образования (2000 – 2005 гг.)

1 835,2

Президентская программа «Дети России»

5 597,7

Источник: Госкомстат России

 

Трудовые ресурсы

 

Среднегодовая численность работников отрасли в 2002 г. составила 5,9 млн чел. (9% всех занятых в экономике). Удельный вес женщин – 81% – наряду со здравоохранением самый высокий в экономике.

Вопреки устоявшемуся мнению, численность персонала в отрасли растет каждый год. На протяжении последних восьми лет лишь в 2000 г. количество принятых работников уступало количеству выбывших. Средний возраст работников образования составляет 40 лет. При этом около 21%

Уровень образования работников отрасли, как и следовало ожидать, достаточно высок (рис. 7).

Рисунок 7

Распределение работников отрасли по уровню образования в 2002 г., %

Источник: Госкомстат России

 

В последние несколько лет востребованность среди абитуриентов педагогических ВУЗов таких специальностей как дошкольное образование и преподавание в начальных классах значительно снизилась. С другой стороны, вырос интерес к социальной педагогике и иностранным языкам, т.е. к специализациям, позволяющим работать вне рамок системы образования.

Начисленная номинальная заработная плата в ноябре 2003 г. составила 4 032 руб., что составляет 67% средней по экономике.

Задолженность по заработной плате на 1 января 2004 г. в образовании составила 281 млн руб., 260 млн. руб. из которых – из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 

Международные сопоставления

Несмотря на всеобщность и вседоступность образования в России, вклад этой отрасли в ВВП страны невелик. По сравнению с развитыми странами, где доля образования составляет 4 – 5% (табл. 6), российские 2,9% кажутся недостаточными, учитывая численность населения страны.

Таблица 6

Доля отрасли «Образование» в ВВП отдельных стран в 2002 г., %

Страна

Доля отрасли в ВВП

Россия

2,9

Норвегия

4,3

Канада

4,6

Австралия

4,8

 

Источник: Системы национальных счетов соответствующих стран

 

По логике, образование в России должно выигрывать за счет эффекта масштаба. Численность студентов на 1 000 чел. населения в России является одной из самых высоких в мире – 50 чел. (табл. 7). Однако, объем затрат на содержание образовательных учреждений (а именно они и определяют ВДС отрасли, т.к. основную роль играет некоммерческий сектор) у нас не особенно зависит от количества обучающихся.

Таблица 7

Численность студентов на 1000 человек населения в 2000 г., чел.

Россия

50

Норвегия

42

Франция

34

Канада (1999 г.)

40

Австралия (1999 г.)

56

 

Источник: Госкомстат России

 

Другим фактором отставания России от развитых стран по доле образования в ВВП является неразвитость рыночного сектора отрасли.

 

Политика в отрасли

 

В силу того, что Россия – социальное государство, ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. По Конституции в России основное общее образование обязательно, а государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы образования и самообразования.

Первыми нормативными актами в области образования стали Указ Президента РФ от 11 июля 1991 г. № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» и Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в настоящее время этот закон действует в редакции от 13 января 1996 г.). Образование было объявлено приоритетной сферой государственных интересов.

Одним из методов стимулирования роста расходов на образование является предоставление права на получение социального налогового вычета. Согласно ст. 219 гл. 2 НК РФ граждане, оплачивающие свое обучение или обучение своих детей, могут уменьшить налогооблагаемую базу для подоходного налога на величину расходов, но не более 38 тыс. руб. Учитывая, что в большинстве ВУЗов год обучения стоит не менее 1 500 – 2 000 дол. США, такая налоговая льгота не кажется особенно существенной. Собрав и заполнив все документы, отстояв очередь в налоговой (весь процесс может занять до нескольких недель), максимальная сумма, которую можно получить в качестве возврата подоходного налога – 4 940 руб.

Несмотря на кажущийся упадок образования в России, государство в этой сфере ведет себя достаточно активно. В декабре 2001 г. распоряжением Правительства России № 1756-р была одобрена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (далее – Концепция). Сейчас ведется достаточно активная работа по реализации этой концепции по различным направлениям образования.

Основной целью реформы образования в России является создание устойчивого механизма развития системы образования. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

∙ обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

∙ достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

∙ формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

∙ повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

∙ развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

 

Основным принципом реформы провозглашается популярная сегодня идея социальной адресности и сбалансированности социальных интересов.

 

Дошкольное образование

 

Особенно острыми проблемами дошкольного образования являются недостаточность финансирования и неравенство качества предоставляемых услуг в городской и сельской местностях.

В Концепции для решения проблем дошкольного образования предлагаются следующие меры:

∙ осуществление в системе дошкольного образования постепенного перехода к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений со стороны государства, учредителя и родителей, при одновременной адресной социальной поддержке малообеспеченных семей;

∙ расширение доступности дошкольного образования, с адресной поддержкой малообеспеченных семей

 

Нужно отметить, что сейчас идут несколько экспериментов в области дошкольного образования, которые должны способствовать повышению качества услуг и снижения затрат на их предоставление в сельской местности. Анализ состояния дошкольного образования в этих регионах выявил необходимость объединения и закрытия части учреждений, что снижает доступность их услуг для населения.

Среди приоритетных направлений в работе по направлению модернизации дошкольного образования на 2003/2004 учебный год можно отметить:

∙ стимулирование развития сети новых форм и структур дошкольного образования, экспериментальная апробация механизма долевого финансирования детских садов на нормативной основе (в Новгородской, Самарской, Московской областях);

∙ формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста на отечественных традициях с учетом современного опыта в этой области;

∙ экспериментальная апробация моделей Примерных общеобразовательных программ воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях разных видов;

∙ обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;

∙ приведение нормативно-правовой базы дошкольной ступени образования в соответствие с задачами модернизации российского образования: совершенствование системы оценки качества дошкольного образования;

∙ разработка и экспериментальная апробация проектов документов по оплате родителями содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

 

В соответствии с этими направлениями в трех регионах России проходит экспериментальная реализация программы развития дошкольного образования, основные цели которых:

∙ создание условий для всестороннего развития детей и подготовка их к обучению в начальной школе;

∙ исключение сбора денег с родителей за обязательные образовательные услуги в детских садах;

∙ развитие дополнительных образовательных услуг, предоставляемых на платной основе.

 

В целом, систему модернизации дошкольного образования можно оценить положительно. Принимаемые меры не только позволят упорядочить механизм финансирования дошкольных учреждений, но и позволит повысить качество услуг, предоставляемых ими, что снимет необходимость родителям нанимать репетиторов для подготовки детей к поступлению в школу.

 

Общее образование

Реформирование общего образования проводится по трем основным направлениям:

∙ экономика общего образования. К этому направлению относится перевод финансирования заработной платы и учебных расходов школ на уровень субъектов Российской Федерации.

∙ управление школой. Сюда относятся развитие внебюджетного финансирование школ, а также создание управляющих советов. Управляющие советы планируют ввести к 2007 г. Они должны будут выполнять две функции: организация помощи школе (включая привлечение внебюджетных средств), а также контроль за жизнью школы (качество учебного процесса, внеучебная работа). Также можно отметить уже пройденный этап, во время которого школы получили статус юридического лица.

∙ повышение качества образования. Предполагается увеличить количество часов преподавания иностранных языков, экономики, права и граждановедения. К сожалению, последние проекты документов, регламентирующих эту сферу, свидетельствуют о том, что это увеличение будет происходить за счет снижения часов преподавания литературы и точных наук. Также планируется усиление специализации на последних годах обучения, что позволить лучше подготовить школьников к поступлению в ВУЗы. Переход на новые образовательные стандарты планируется с 1 сентября 2006 г.

 

Нельзя не отметить также и такое нововведение как Единый государственный экзамен. Предполагается, что его повсеместное введение позволит реорганизовать систему финансирования обучения студентов, согласно которой величина оплата обучения будет зависеть от полученной оценки. Однако сейчас реакция на ЕГЭ неоднозначна.

Всем известен основной тезис сторонников необходимости внедрения ЕГЭ – чтобы исключить коррупцию при поступлении в ВУЗы. Однако остается вопрос, ответ на который так и не был дан: если в советские времена качество общего образования было на хорошем уровне, а это признавалось всеми, как у нас, так и за границей, если получение такого образования государство гарантирует в соответствии с Конституцией, то насколько оправданным является серьезное реформирование данной сферы? Может, это тот случай, когда необходимо унять зуд реформаторства?

Пока же основные задачи реформирования общего образования на 2004 – 2006 гг. Правительство формулирует следующим образом:

 

∙ реализация комплекса мер по введению новых стандартов общего образования и профильного обучения;

∙ создание при всех школах страны управляющих советов;

∙ повышение квалификации учителей по новому содержанию общего среднего образования и информационным технологиям;

∙ разработка и реализация Государственной программы воспитания детей и молодежи на 2005-2010 годы;

∙ создание в школах страны органов, структур самоуправления учащихся и студентов;

∙ завершение эксперимента по введению ЕГЭ;

∙ повышение заработной платы работников образования и ее приближение к средней по промышленности; введение отраслевой системы оплаты труда в образовании;

∙ реализация программы подключения образовательных учреждений к глобальным информационным сетям;

∙ создание системы и индустрии производства электронных образовательных продуктов;

∙ реализация в полном объеме поставки комплектов спортивного оборудования и инвентаря во все российские школы.

Оценить качество модернизации общего образования на текущем этапе достаточно сложно, т.к. многие мероприятия проходят еще в формате эксперимента. Однако можно утверждать, что предлагаемые шаги реформирования приведут к росту объема внебюджетного финансирования российских школ, что, в свою очередь, увеличит объем услуг, предоставляемых на платной основе. При этом можно не ожидать снижения расходов федерального и региональных бюджетов на поддержку общего образования.

Профессиональное образование

Профессиональное образование в России является наиболее коммерциализированным по сравнению с другими ступенями.

Ранее упомянутый факт, что с 1990 г. количество ВУЗов в стране выросло почти в два раза, а численность студентов – более чем в два раза, требует своего объяснения, т.к. только развитием платного образования и новыми

 

недостаточность бюджетного финансирования. Руководство ВУЗов инициировало создание под одной крышей новых учебных заведений, чтобы под них получать дополнительное, т.н. базовое финансирование;

неэффективность основной организационно-правовой формы – государственного учреждения. Гарантированное сметное финансирование, а также наличие учебных и производственных площадей, которые можно было выгодно, в целях удовлетворения личных интересов, сдавать в аренду, являлись мощным стимулом как для руководства ВУЗов, так и для чиновников органов власти, чтобы создавать все новые и новые ВУЗы;

стабильное превышение спроса на высшее образование над предложением. Однако необходимо отметить, что такое превышение было всегда, более того, в советские времена оно было более значительным. И это нормально, т.к. обеспечивается необходимая конкурсность. В последние десятилетия на повышенный спрос влияют, в том числе, такие факторы, как нежелание служить в армии и усиливающаяся конкуренция на рынке труда.

Основной задачей модернизации профессионального образования является корректировка структуры его специализации согласно запросам экономики. Тот факт, что многие выпускники ВУЗов, особенно технических специальностей, работают в сферах, совершенно не связанных с направлением их обучения, не может не вызывать тревоги. С другой стороны, отказ от технических специальностей может привести не только к потере материально-технической и научной базы, но и к потере научного потенциала. Соответственно, необходимо найти компромиссный вариант, позволяющий заинтересовать абитуриентов и студентов в непопулярных, но необходимых профессиях.

На протяжении всех последних лет, с начала рыночных преобразований ставился вопрос об интеграции науки и образования. Более того, для решения этой проблемы из бюджета страны расходовались значительные средства. Была даже сформирована специальная федеральная целевая программа – «Интеграция науки и высшего образования в России на 2002 – 2006 гг.». Общий объем финансирования ФЦП в 2003 г. составил 337,8 млн руб., из которых 70,5% поступили из федерального бюджета, 14,7% -из бюджетов субъектов и оставшиеся 14,8% -из внебюджетных источников. Однако необходимо признать, что проблема осталась нерешенной. Причин несколько:

∙ сама ФЦП превратилась в дополнительный, не связанный с конкретными результатами источник финансирования;

∙ общая эффективность государственной научно-технической политики была после 1995 – 1996 гг. крайне невысокой;

∙ переименование институтов в университеты – высшие учебные заведения исследовательского типа – не сопровождалось соответствующим изменением содержания учебного процесса;

∙ в условиях кризисного развития экономики последняя не предъявляла спрос на специалистов-исследователей.

В центре модернизации профессионального образования стоит укрепление материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Это планируется сделать, в том числе, и за счет привлечения внебюджетных средств. Сейчас рассматривается идея отмены существующей квоты для государственных ВУЗов, согласно которой на договорной основе могут обучаться не более 50% студентов. Это планируется сделать по отношению к таким специальностям как экономика, юриспруденция, менеджмент, государственное и муниципальное управление. Это приведет к увеличению рыночного сектора образования, а также к повышению привлекательности тех специальностей, по которым квоты останутся.

Важным шагом представляется стирание границ между государственными и негосударственными ВУЗами. По мнению реформаторов, определяющим аспектом должна стать государственная аккредитация, а не форма собственности высшего учебного заведения.

Среди мер, направленных на модернизацию профессионального образования, можно выделить:

∙ разработку нового механизма (взамен сметного) финансирования вузов;

∙ разработку государственной системы кредитов на получение высшего образования;

∙ создание общероссийской, региональных и внутривузовских систем поддержки трудоустройства и занятости студентов;

∙ реализацию комплекса мер воспроизводства и поддержки кадрового потенциала образования и науки, привлечения и закрепления молодежи;

∙ повышение качества профессионального образования и обеспечение его интеграции в мировое образовательное пространство.

 

Ключевой задачей в реформировании профессионального образования является реформа основной организационно-правовой формы государственных ВУЗов – государственного учреждения. Однако пока то, что предполагается – перевод государственных учреждений, финансируемых не только за счет бюджетных средств, в форму государственных некоммерческих организаций[11] – не выдерживает критики.

Реализация планов по реформированию профессионального образования должна обеспечить приток внебюджетных средств в эту сферу, что будет способствовать росту ВДС в отрасли.

Сколько стоит образование

Согласно предложенной методике, для расчета стоимости отрасли «Образование» выделяются прогнозный и постпрогнозный периоды. Прогнозный период составляет 10 лет – с 2003 по 2012 гг. включительно. Расчеты производятся на основе реальных значений, поэтому объем валовой добавленной стоимости считается в ценах 2002 г., а ставка дисконтирования не учитывает инфляцию.

Прогноз строится на основе анализа существующих тенденций развития образования, показателей динамики объема валовой добавленной стоимости в 1996 – 2002 гг.[12], учета соответствующей государственной политики и экспертных оценок.

Последние лет пять рост в отрасли был преимущественно экстенсивным. Однако по причине увеличения предложения в отрасли потенциал экстенсивного роста практически исчерпан. На современном этапе развития коммерческого сектора российского образования на первый план будут выходить такие факторы, как уровень реальных доходов населения и рост количества платных услуг образования. Некоммерческая сфера будет расти с ростом финансирования отрасли из средств федерального и региональных бюджетов, а также из средств государственных внебюджетных фондов. Развитие этой сферы будет связано, в том числе, и с реформированием государственных учреждений.

Развитие отрасли «Образование» в прогнозном периоде можно разбить на два этапа.

Первый этап – до 2008 г. – будет характеризоваться низкими темпами прироста валовой добавленной стоимости в некоммерческом секторе отрасли 2,5%, и высокими в коммерческом – 9% (рис. 8). На первом этапе можно ожидать снижение спроса на обязательные услуги дошкольного образования и общего образования вследствие низкого уровня рождаемости. Спрос на бесплатное профессиональное образование будет расти как продолжение сложившихся тенденций. Высокие темпы роста в коммерческом секторе обуславливаются ростом уровня реальных доходов населения[13] и расширением перечня дополнительных образовательных услуг в области дошкольного и общего образования, а также ростом внебюджетных средств в этой сфере. Профессиональное образование на платной основе будет развиваться за счет отмены ограничений на количество платников по отдельным специальностям, а также за счет увеличения спроса на услуги по повышению квалификации и перепрофилированию. Также нужно отметить вероятность положительного эффекта от стирания грани между государственными и негосударственными ВУЗами, что должно подтолкнуть отрасль к наращиванию количества последних. На первом этапе какой-либо значимой отдачи от проводимой модернизации образования в России ждать не следует, т.к. многие принимаемые меры находятся на этапе экспериментальной апробации. Уровень рисков на первом этапе можно оценить 8% социальной ставкой дисконтирования

На втором этапе – с 2009 г. по 2012 г. – произойдет увеличение темпов прироста как в коммерческом, так и в некоммерческом секторах. Это будет связано, прежде всего, с эффектом проводимой модернизации. Именно к этому времени планируется полноценное использование системы ЕГЭ и кредитов для получения профессионального образования. Также к этому времени ожидается увеличение спроса на услуги дошкольного и общего образования вследствие роста рождаемости в 2000 – 2003 гг., что не только увеличит расходы на образование у населения, но и вынудит государство больше тратить бюджетных средств на предоставление услуг в этой сфере. На втором этапе возможно появление эффекта от реформирования государственных учреждений, однако этот фактор не будет определяющим роста образования. Темпы прироста в коммерческом секторе образования увеличатся до 10%, в некоммерческом – до 3%. Ставка дисконтирования снизится до уровня 7%.

Постпрогнозный период будет характеризоваться ежегодным приростом валовой добавленной стоимости на 2,8% и риском 4%, что соответствует уровню развитых стран. Необходимо отметить, что для постпрогнозного периода темп прироста 2,8% является средним. Реальные темпы прироста будут колебаться вокруг этого значения, при этом могут, как превышать, так и быть ниже указанного уровня. Это означает, что, к примеру, в 2013 г. темп прироста валовой добавленной стоимости не снизится резко до 2,8%, а также будет около 3% и 7%. Однако в среднем, на весь постпрогнозный период, прирост валовой добавленной стоимости берется, как было отмечено выше, на уровне 2,8%

Рисунок 8

Динамика темпов прироста валовой добавленной стоимости и ставки дисконтирования, %

Источник: Госкомстат России, расчеты ФБК

Динамика ВДС, по прогнозам ФБК, будет выглядеть следующим образом:

Рисунок 9

Динамика валовой добавленной стоимости в 1996 – 2012 гг., млн руб., в ценах 2002 г.

Источник: Госкомстат России, расчеты ФБК

 

По доходному методу оценки стоимости образование в прогнозном периоде объем накопленной валовой добавленной стоимости, приведенной к началу 2003 г., в коммерческом секторе составит 508,5 млрд руб. (в ценах 2002 г.), в некоммерческом – 1,8 трлн руб. (рис. 10).

Рисунок 10

Динамика дисконтированной валовой добавленной стоимости в прогнозном периоде, млн руб. в ценах 2002 г.

Источник: расчеты ФБК

Снижение объема дисконтированной ВДС к 2012 г. связано с высокими рисками отрасли. В постпрогнозный период в коммерческом секторе будет создано дисконтированной валовой добавленной стоимости на 4,8 трлн руб., в некоммерческом – 12,5 трлн руб. В итоге образование в России на начало 2003 г. можно оценить в 19,6 трлн руб. (в ценах 2002 г.).

Доля стоимости, создаваемой в прогнозном периоде, составляет 11,7% общей стоимости отрасли.

 

Подробный расчет стоимости отрасли «Образования» дан в тексте проекта (www.fbk.ru).

Приложение

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта